22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Официальная история ИМИ-ИжГТУ достаточно хорошо известна: написаны о ней книги и замечательные мемуары, есть в университете документальный архив, большие собрания музейных экспонатов, фотографий и фильмов.
Но 70 лет — это целых 25 567дней! А в каждом из них — великое множество действующих лиц и самых разных событий, из которых и складывалась одна общая судьба, большая жизнь университета. Рассказать обо всех ее героях и обо всем, что было — просто невозможно, но зато можно вспомнить отдельные, известные или всеми забытые, счастливые, удивительные или драматичные истории, в которых, как в капле воды, отразилась вся полноводная река времени*.
«Жив опять, привет, друзья!»
«Какой панно, какой витраж,
Какой бульон, какой гуляш,
Какой батон, какой лаваш,
Какой ЦЭ-два-АШ-пять-О-АШ,
Какой зерно, какой фураж,
Какой НИИспецстройдормаш,
Какой Гайдар, какой Аркаш,
Какая голубая чаш...»
Евгений Малахин
Ах, эти «механики» 50-60-х! Небольшой, молодой провинциальный вуз, но какие большие люди вырастали здесь! Как много успели! Какой след оставили — в Ижевске, в Прикамье, на Урале! И — далее везде...
14 апреля 2021 года в Синара-Центре Екатеринбурга состоялась презентация новой книги «Б.У. Кашкин. Жив опять, привет, друзья!» — о легендарном городском фотографе-экспериментаторе, поэте, «панк-рок-скоморохе-музыканте»«. Феномен, известный как арт-персонаж Б.У. Кашкин (Букашкин), в издании исследовали искусствоведы, филологи, художники, музыканты.
Именно благодаря Букашкину Екатеринбург получил первую международную известность и обрел звание столицы российского стрит-арта. В топе от Plus-one.ru «Мировые столицы стрит-арта» на первом месте — Берлин, есть Лондон, Бристоль, Лиссабон, Париж, Дубай, Буэнос-Айрес. Ну, а из российских городов — Екатеринбург: уличное искусство Ёбурга — такая же визитная карточка, как конструктивизм и знаменитый уральский рок.
Уральский госуниверситет получил грант на создание Музея старика Б.У. Кашкина (лаборатория творческих технологий), -он открылся на факультете искусствоведения и культурологии УрГУ. В Екатеринбурге не так уж и много «именных» музеев. Самые известные — Дом-музей П.П. Бажова, Центр Б.Н. Ельцина и — Музей Б.У. Кашкина. Снят и фильм «Легенда о Старике Букашкине». Две берестяных книги, которые изготавливал Б.У. Кашкин сейчас хранятся в Британской библиотеке, а последняя большая выставка, посвящённая 80-летию художника состоялась в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в 2018 году. Творчество Старика Букашкина, по словам искусствоведов, необычно ещё и тем, что при всей многочисленности его работ, это одни из самых дорогих в денежном выражении произведений современного российского искусства.
Вы никогда не слышали про Букашкина?
Тогда знакомьтесь: Какий Акакиевич Кашкин, Старик Букашкин, Народный дворник России, в энциклопедиях — художник-концептуалист. Основал в Екатеринбурге общество «Картинник», члены которого рисовали на досочках забавные «картинки», подписанные стихотворными посланиями Букашкина. В разные годы в это движение входили рок-музыканты Майк Науменко и Егор Летов. Свои произведения художники «Картинника» раздавали бесплатно (раздали около 10 тысяч!) под песни-пляски прямо на улице. А еще- издательство «Кашкинская книга», движение «Народные дворники России и т. д. и т. п. И — внимание: выпускник Ижевского механического института!
В Ижевске Букашкина звали просто Женька Малахин. Жил он в студенческой общаге на 9-Подлесной, 28, и пять лет бегал на лекции на Горького, 79, — в первый корпус «Механа». В архиве ИжГТУ по сей день хранится личное дело № 449, 6 июля 1956 года — 2 марта 1962 года, студенческий билет и зачетка студента Евгения Малахина.
Из «Анкеты абитуриента»: «...родился 16 сентября в Иркутске, жил там до конца войны. В Сарапуле живу с 1947 года, закончил семь классов, вступил в комсомол, поступил в Сарапульский электромеханический техникум, который закончил с отличием в июне 1956 года (техникум, кстати, дал Малахину направление в институт как лучшему выпускнику). Мама — Ельчиц Софья Ивановна, 1906 года, отец — 1905 года, Малахин Михаил Викторович — зам главного механика завода им. Орджоникидзе; мама не работает. Брат Юрий- в Красной Армии, сестра- Октябрина — техник на заводе Орджоникидзе. Адрес семьи — ул. Красного Спорта, 19 б квартира 15. Родственники под судом не состояли...».
В анкетах того времени, как правило, старались не писать «лишнего»... Родители Евгения, киевляне, поженились в середине 20-х. в 1927 году у них родилась дочь Октябрина, потом — сын Юрий. Инженера-радиста М.В. Малахина в 1937 году направили на работу в Иркутск, начальником цеха № 1 Иркутского завода № 104, где 16 сентября 1938 года и появился на свет третий ребенок в семье — Евгений, будущий старик Букашкин. В этом же году старшего Малахина арестовали — подвело знание английского языка. Его объявили шпионом; жену забрали через месяц. От детдома детей спасла соседка по лестничной клетке: забрала их к себе и кормила, пока не освободили Софью Ивановну. Отца семейства реабилитировали в 1939-ом, направили на завод в Глазов, а затем с повышением — главным инженером на радиозавод в Сарапул.
Черная «Зачетная книжка» Евгения Малахина № 56449. Группа М-14, стипендия — 290 рублей (на старших курсах будет повышенная — до 443 рублей). Первый же экзамен — высшая математика у самого Леонида Тонкова — на «отлично»! Вообще, профильные предметы у Малахина всегда были сданы на «отлично», курсовые — на «отлично»; исключение — химия, история КПСС и английский — на «4».
Из характеристики третьекурсника Малахина преподавателя военной кафедры и ветерана Сталинграда, майора Германа Суслова: «Общительный, дисциплинированный, участвует в оркестре, спортсмен и шахматист. Характер беспокойный, иногда невыдержанный, физически — развит». На последнем курсе Евгений Малахин даже заслужил объявление благодарности лично от ректора В.П. Остроумова «За активное участие в смотрах художественной самодеятельности и хорошее исполнение номеров».
Рассказывает доцент кафедры ИжГТУ им. М.Т. Калашникова «Конструирование радиоэлектронной аппаратуры», журналист, краевед, полиглот и переводчик Сергей Николаевич Селивановский, однокурсник нашего героя:
- Женя Малахин? Я хорошо его помню, он учился в нашей группе. Поступили мы на первый курс М-факультета (машиностроительный). Группы были большие — нас было 25 человек, причем, до диплома практически никто не отсеялся.
Приборостроения тогда в ИМИ не было, но на 4 курсе одну из групп нашего курса переделали в «прибористы», я туда перешел с Юдиным — нашим однокурсником, а Женя остался. В свою очередь и их группу на старших курсах тоже перепрофилировали — в радисты. Старостой группы был у них Владимир Аркадьевич Попов — будущий главный конструктор ЭМЗ, директор завода в Туле и директор института в Москве, хороший организатор и способный парень, который пришел к нам после техникума с отличием.
Таким образом, Малахин окончил специальность — радисты, т. е. инженер-электрик, а специализация- радиотехника, их почти всех отправили на радиозавод, но Женя попал по распределению в Свердловск. Была тогда такая комиссия по распределению: заходили выпускники по одному, и представители заводов смотрели на его оценки, предлагали свои должности и условия работы — один «общежитие дам!», другой — «я через год — квартиру дам!» ... В общем, кто кого сманит к себе... Распределение было шикарное- по всему Союзу, в том числе, Подмосковье и Москва...
А Женя... изумительных способностей был студент! Учился хорошо, не скажу, что отличником был, но ему учеба давалась очень легко. Интеллектуально он был заметно выше однокурсников, и мышление у него было особенное, оригинальное, очень быстрое и глубокое, может быть, он был самый математически одаренный среди нас.
Вот пример. Мы делали курсовые проекты по теоретической механике. Каждая такая работа заканчивалась построением сложной диаграммы, которая обобщала весь процесс достаточно сложных расчетов и очень точно его отражала. Преподаватели не слишком-то вникали в расчеты проекта, а сразу обращались к чертежу этой диаграммы — все ошибки в ней были сразу видны. А у Малахина настолько ясно в голове укладывались все эти расчеты, он так четко, до мельчайших подробностей и деталей представлял себе весь процесс, что, прочитав задание и взглянув на исходные данные, он рисовал эту злополучную диаграмму от руки, без самих расчетов, — такой, какой она должна быть.
Ну, конечно, однокурсники, кто не успевал сдать проект — потянулись к нему вереницей. Что-то писали в объяснительной записке — все равно преподаватель туда и не посмотрит. Шли к Малахину, и он всем рисовал эту заветную диаграмму. В результате, преподаватель пролистывал проект, смотрел — на диаграмму и заявлял: все верно, молодец, «пять!». Просто потоком к нему шли, всей группе он эту диаграмму и нарисовал. Очень способный!
Внешне он был высокий парень, и еще я до сих пор слышу в ушах его голос — громкий, хрипловатый, но не бас. Он писал стихи, кажется, — и рисовал ... Отлично помню, что он был завзятый спорщик! Очень, чрезвычайно любил спорить и доказывал свою точку зрения азартно! Держался он все-таки особняком, но поддерживал отношения с сарапульцами — их было у нас несколько человек, все жили в общежитии. А после первого курса мы вместе отправились на целину... Девять человек из двух групп факультета М — бригада по строительству кошар — больших сооружений для овец. Жили дружно и весело...
Годы учебы пролетели быстро, потом — преддипломная практика на предприятии в Свердловске, а 25 декабря 1961 года — защита диплома на «отлично» по спецтеме (оборонная тематика). Молодому специалисту была присвоена квалификация «инженер-электрик по специальности 0608». Характеристика в комиссию по распределению на Е.М. Малахина подписана секретарем комитета ВЛКСМ И.К. Пичугиным и деканом факультета Цициновым: «успевающий, дисциплинированный, чуткий и отзывчивый товарищ, является членом духового оркестра...».
С красным дипломом ИМИ и распределением на завод имени Калинина, Малахин отправился в Свердловск, где и прожил всю жизнь. Так и писал: «Шар — из точки, Круг — из точки, Линия — из точки, А я — из Свердловска, точка!». Первую самостоятельную разработку по окончании института Женя Малахин окрестил Пультом Управления Корректировок (сокращенно — ПУК-1).
Вообще, качественное техническое образование, навсегда оставило след в «потешной» философии и поэзии будущего художника и «народного скомороха»: «Купите штуку мне вон ту, а то её изобрету!» (Надпись на картинке, где мальчик показывает на велосипед.)
«Пишем НОЛЬ — получаем НОЛЬ,
Пишем не-НОЛЬ — получаем не-НОЛЬ...
Так что же это получается,
Что пишем, то и получается?»
Он любил экспериментировать с фотографией (в частности, варил плёнку, что приводило к очень неожиданным эффектам). Своими опытами предвосхитил появление т. н. ломографии. Позже, когда работал в «Уралэнерго», организации по ремонту электростанций и сетей, Малахин объездил всю страну от Владивостока до западных границ, особенно любил Одессу. Побывал в 70-х годах в Европе и Африке, Северной Корее... «Время, время, раз только — и пространство». В последние месяцы жизни Букашкин тяжело болел, умер 13 марта 2005 года. Похоронен в Екатеринбурге на Широкореченском кладбище.
С Букашкиным, как субъектом и объектом культуры, конечно, еще не раз разберутся искусствоведы, назовут его разными сложными словами. Но истины, которые он формулировал весело и просто, готовы к употреблению прямо сейчас: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать ДОБРЫ!». Или так: «Как жизнь не изуродует нам лица, они прекрасны, если веселиться». И еще: и «Добро растет, а зло мельчает» ...
На фото: Женя Малахин — школьник с матерью; студенческий билет Евгения Малахина; Целина, июль 1957-го, копание фундамента под кошару. слева-направо: сидит в шляпе — Евгений Малахин, Рябов, Владимир Пономарев, Александр Ханжин, Вячеслав Корюков, Владимир Юдин; фотографии народного дворника разного времени; работы Букашкина в современном Екатеринбурге.
*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М. Т. Калашникова