22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Официальная история ИМИ-ИжГТУ достаточно хорошо известна: написаны о ней книги и замечательные мемуары, есть в университете документальный архив, большие собрания музейных экспонатов, фотографий и фильмов.
Но 70 лет — это целых 25 567дней! А в каждом из них — великое множество действующих лиц и самых разных событий, из которых и складывалась одна общая судьба, большая жизнь университета. Рассказать обо всех ее героях и обо всем, что было — просто невозможно, но зато можно вспомнить отдельные, известные или всеми забытые, счастливые, удивительные или драматичные истории, в которых, как в капле воды, отразилась вся полноводная река времени*.
Когда речь заходит о первых годах становления молодого Механического института, ветераны вуза 50-х годов — нет-нет, да и скажут: это время, когда музыка жила на улицах. Действительно, 9 мая 1945 г. после Сообщения Правительства СССР и Госкомитета обороны о капитуляции Германии по уличной радиосети зазвучали песни Л. Утесова, К. Шульженко, музыка И. Дунаевского... Так продолжалось многие годы, музыка на улицах города стала правилом. А еще — открывались непродовольственные магазины, а в них — баяны, гитары и грампластинки с музыкой советских композиторов, английских и американских танцевальных оркестров. Во втором наборе ИМИ 1953 года большинство составляли 18-летние школьники мужских школ города (обучение было раздельное) с прекрасной школьной подготовкой, выпускники Индустриального техникума. Среди них — дети специалистов предприятий, эвакуированных в начале войны из Киева, Харькова, Коврова, Подольска и других; многие— с начальным музыкальным образованием.
Справедливости ради, добавим, что увлечение студентов музыкой обнаружилось не только в Ижевске. Известен был прекрасный оркестр Тбилисского политеха с солисткой — студенткой Нани Брегвадзе, с ансамблем «Орэра», студенческий оркестр «Радуга» был в г. Рыбинске, а хору Химической Академии (г. Москва) — вообще больше 100 лет.
А «Оркестр ИМИ-ИжГТУ („Big Band ИжГТУ им. М.Т.Калашникова“) — культовый коллектив Ижевска, одна из самых романтических легенд нашего города», — считает композитор, музыковед, заслуженный деятель искусств УР, лауреат государственной премии УР, лауреат всероссийских конкурсов Юрий Львович Толкач. — «Он, в известной степени, стал „ласточкой“ оттепели, приобщил многих молодых и не очень молодых ижевчан к новым ритмам, к новой, необычной по тем временам музыке, наполненной воздухом свободы, раскованности и вызывавшей надежды на позитивные перемены в жизни страны».
По-видимому, мотивации молодежного оркестрового творчества были более глубокими, чем простое увлечение музыкой. И все это, конечно, способствовало тому, что музыка поселилась в стенах ИМИ навсегда.
Легендарный джаз-оркестр ИМИ впервые вышел на сцену в сентябре 1954-го. В 1954-1959гг. в оркестр пришли новые музыканты и постоянные солисты — тенор Г. Иванов, Н. Гуторович, А. Тимшин, А. Назаров Г. Суворова, Г. Мокиевская, В. Каменева, женский квартет «Четыре Г» (все Галины), и впоследствии — даже преподаватели: преподаватель кафедры иностранных языков Галина Стерхова, зав. кафедры истории Т.В. Замостьянова, много лет спустя, постоянным участником концертов оркестра был ректор И.В. Абрамов («Дружба», «Есть этот миг...»), ректор Б.А. Якимович однажды исполнил соло на гитаре с оркестром свое любимое произведение «Yesterday»...
При этом во всех поколениях оркестра юношеское увлечение музыкой для кого-то становилось вопросом выбора профессии — технической или музыкальной. Пожалуй, самый известный пример — Николай Леонардович Гуторович, выпускник М-факультета и консерватории в Москве, который связал свою жизнь с Московским Академическим музыкальным театром имени народных артистов СССР КС Станиславским и Немировичем — Данченко. О нем — наш рассказ.
Николай Гуторович родился 14 февраля 1937 года в Киеве. Отец — инженер, мама — преподаватель фортепиано. Во время войны, в 1941 году семья эвакуировалась в г. Ижевск, где Николай и окончил среднюю школу. Первым учителем музыки его была мама, благо, сын с детства любил петь и обладал музыкальным слухом. Потом было поступление в ИМИ на машиностроительный факультет.
Третьяков Владимир Михайлович, выпускник 1957 г. профессор кафедры «ВТ», кандидат технических наук вспоминал, что «в первые годы встречать Новый год собирались все вместе — и студенты, и преподаватели ИМИ. В центре зала стояла украшенная елка, звучала джазовая музыка, записанная по ночам на магнитофон с западных радиостанций, играл джаз-оркестр. Ну, а гвоздем программы нашей самодеятельности всегда был Коля Гуторович, который пел под аккомпанемент своей мамы...».
Пролетели студенческие годы, и способный выпускник машиностроительного факультета ИМИ 1959 года, был рекомендован в целевую аспирантуру. Однако, Николай в тоже самое время готовился к выступлению на весеннем заключительном концерте Всесоюзного конкурса самодеятельности, который проходил в Новосибирске. А на конкурсе молодого инженера, исполнившего романс М.И. Глинки «Не искушай меня без нужды...» и ставшего лауреатом, заметил сам Председатель жюри, композитор Тихон Хренников! Он настойчиво посоветовал самодеятельному певцу серьезно учиться музыке, записал его фамилию и пригласил приехать в сентябре Москву, в консерваторию им. Чайковского.
Николай так и сделал. Тихон Хренников представил талантливого самодеятельного певца В. Свешникову, ректору Московской Консерватории им Чайковского, а в результате, выпускник технического вуза был зачислен без конкурса на второй (!) курс Московской консерватории (класс В.Г. Шушлина).
В 1965 году Николай Гуторович становится солистом Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где и работает до сих пор. В репертуаре Николая Гуторовича — разнообразные партии для лирического тенора: Ленского в «Евгении Онегине», Вольдемона в «Иоланте», Альмавивы в «Севильском цирюльнике», Рудольфа в «Богеме», лучшее исполнение партий Водемона и Безрукого солдата («Виринея» С. М. Слонимского), арии из опер и оперетт Оффенбаха, Стравинского, Прокофьева, Хренникова, — всего более 25 ведущих партий. Гуторович — универсальный артист Музыкального театра. С равным успехом выступал как в классике, так и в современных операх.
В 1977 году принял участие в съемках анекдотического мюзикла, комедии положений — оперетты Оффенбаха «Ключ на мостовой», режиссером которого выступил Михаил Дотлибов. Неоднократно приглашался для записей в ГосФонд СССР: «Народная хоровая капелла Дворца культуры им. С. Горбунов, «Вокальные сочинения молодых композиторов Москвы». Фирма «Мелодия», 1982, В. Дяченко «Дорожные элегии» (5 песен), «Поэзия Н. Некрасова в музыке». Фирма «Мелодия», Глинка М.И. «Романсы и песни», «Поэзия», вокально-инструментальный цикл на стихи Ф. Гарсиа Лорки и т. д.
В 1989 году у Н. Л. Гуторовича вышла пластинка старинных романсов, исполняемых с Лидией Захаренко. В 2001 году за камерную программу «Памяти Александра Вертинского» Николай Гуторович был удостоен премии Фонда И. Архиповой. По словам учредительницы премии, при исполнении Вертинского певец «не подражает великому „печальному Пьеро“, но дает собственную оригинальную трактовку его ариетт, используя богатейшие возможности своего голоса и актерский талант».
Н. Л. Гуторович ведет активную концертную деятельность, выступал с лучшими оркестрами страны и выдающимися дирижёрам и, такими как: Кондрашин, Кирилл Петрович, Рождественский, Геннадий, Баршай, Рудольф, Китаенко, Силантьев, Федосеев. Действующий актер театра оперетты им. Станиславского и Немировича-Данченко, Николай Гуторович много лет дружен с Хором МИФИ, солировал в несомненных мифических хитах 80-х: с арией Левко из оперы «Майская ночь, или утопленница» и легендарном «Вечернем звоне».
Искусство Николая Гуторовича было высоко оценено на гастролях в Польше, Венгрии. Швейцарии, Австрии, ФРГ, Японии. И на родине: Н. Л. Гуторович — Заслуженный артист России. Певец продолжает участвовать в постановках музыкального театра и вести интенсивную сольную деятельность, исполняя популярные арии, романсы и песни. О Николае Леонардовиче Гуторовиче отзываются как о замечательном певце и завораживающем исполнителе, способном обаять каждого.
Во время своих визитов в Ижевск Николай Леонардович обязательно выступает и в родном университете. С большим успехом в этих концертах выступает и его жена — заслуженная артистка РСФСР, лауреат международного конкурса вокалистов в Токио Лидия Захаренко. В ИжГТУ в свое время была учреждена даже именная студенческая стипендия им. Гуторовича.
«Всем, что мне удалось, чем я счастлив, я обязан своему механическому институту», — говорит Николай Гуторович, — «Здесь во мне воспитали не только величайшее уважение к труду и коллективу, дали образование. Институт дал мне реальное мироощущение, целеустремленность, ясность мечты».
Слушать Н.Л. Гуторовича:
На фотографиях: Н.Л. Гуторович в 1960-2017 гг.
*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М.Т. Калашникова