22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Официальная история ИМИ-ИжГТУ достаточно хорошо известна: написаны о ней книги и замечательные мемуары, есть в университете документальный архив, большие собрания музейных экспонатов, фотографий и фильмов.
Но 70 лет — это целых 25 567дней! А в каждом из них — великое множество действующих лиц и самых разных событий, из которых и складывалась одна общая судьба, большая жизнь университета. Рассказать обо всех ее героях и обо всем, что было — просто невозможно, но зато можно вспомнить отдельные, известные или всеми забытые, счастливые, удивительные или драматичные истории, в которых, как в капле воды, отразилась вся полноводная река времени*.
-Ты помнишь то?... -А помнишь это?
Неполны все воспоминанья
Без Воробьёва, милый друг,-
Международное признанье!
И степень доктора наук!
В метро он рассчитал все звенья
Всех эскалаторных цепей
И лишь за это достиженье
Достоин званья «корифей».
Это строки из стихотворения, посвященного студенческим воспоминаниям и написанного в 2012 году Владимиром Балтиным, выпускником ИМИ 1959 года. Действительно, звание «корифей» в истории ИМИ-ИжГТУ чаще всего звучит в отношении профессора Николая Васильевича Воробьева. Корифей — это от др.-греч. κορῠφαῖος «предводитель, вождь, глава»; театральный «начальник, руководитель»), в античной драме — руководитель, дирижер хора.
Конечно, среди отцов-основателей ИМИ это имя звучит неслучайно. Самый первый доктор технических наук в истории Удмуртии, один из основателей «Механа», тот, кто подал первый звонок на первую лекцию в ИМИ, Заслуженный деятель науки и техники УАССР и РСФСР, завкафедрами «Начертательной геометрии» и «Детали машин и подъемно-транспортные машины», декан и проректор по учебной и научной части. Из научной школы Воробьева вышли более 30 наших кандидатов технических наук, профессора ИжГТУ Н.С. Голубков и В.С. Клековкин, а также д.т.н., профессор Иван Васильевич Абрамов, впоследствии — ректор ИМИ — ИжГТУ в 1989 — 2007 гг.
Старинный городок Темников, по преданию стоявший в непроходимой лесной тамбовской глуши- оттого и Темников, большая семья- шестеро детей, вечно хмельной отец, нещадно избивающий детей и жену, три класса в церковноприходской школе, «вечный страх и нужда», — так Николай Васильевич вспоминал свое детство.
Когда Николаю исполнилось 13, мать отправила его к старшему брату Михаилу, который работал на Надеждинском заводе на Урале. Приемщику на заводе братья сказали, что Коле уже исполнилось 15, — ростом парень был высокий и вранья никто не заметил. Михаил принял брата в семью, поил-кормил и он же научил Николая токарному делу, а потом и разбираться в чертежах, а на заводе у подростка впервые появились друзья.
В Россию пришла революция, жизнь менялась стремительно, на заводе начались волнения, и брат Михаил переехал в Сасово Московско- Казанской железной дороги, где Николай стал работать сверловщиком в паровозном депо станции. Братья перевезли к себе мать, забрали ее от отца-тирана, тогда же Николай дал клятву и до 50 лет не пробовал ни одной капли спиртного...
Во время гражданской войны Воробьев становится членом отряда ЧОН, и снова — токарем в Сасово. А после войны в стране началась индустриализация, повсеместная ликвидация неграмотности, рабочая молодежь шла учиться. Страстно хотел учиться и Николай, но его не приняли даже на вечерние курсы не брали- надо было иметь образование 6 классов, а у него- всего три... Уговорил начальника курсов взять его вольнослушателем. Учиться ему было куда труднее однокурсников, но упрямый юноша даже у своего токарного станка повесил доску с формулами, которые надо было вызубрить. В результате сдал экстерном курсы за 8 классов и твердо решил поступать в техникум в Москве.
Экзамены в техникум сдал успешно и 1 сентября 1924 года начал учиться. Сокурсникам Николая было по 15-16 лет, а ему — уже 21, вместо семьи брата — общежитие, после зарплаты токаря в 200 рублей, стипендия в 20. И тут он почти сдался — принес заявление об отчислении из техникума. Директор техникума бумагу прочел и сказал: заявления твоего я не видел. Найди себе знакомого студента- репетитора, пусть поможет.
И такой знакомый нашелся — студент МВТУ Иван Феодоритов... Постепенно все наладилось: с учебой успевал, поближе к Москве переехала невеста Тамара, женился, родилась дочка Ирина, дали молодым комнату в трехкомнатной квартире, и Николай закончил техникум с отличием. Пора было возвращаться в Сасово, но неожиданно выпускника вызвали к директору техникума и объявили: по решению учебного совета, учитывая ваш 8-летний профессиональный стаж, решено вас направить в вуз. Выбирайте учебное заведение!
Думал Воробьев недолго — конечно МВТУ! Туда, где учились и работали Чебышев и Жуковский, где сделали первый отечественный тепловоз и первый вертолет, да и в техникуме лекции часто читали профессора из прославленного училища ... Николай Воробьев стал студентом МВТУ в 1928 году по специальности «Обработка металлов резанием». Началась студенческая жизнь: группа — 20 человек, ускоренный срок обучения — не шесть, а четыре года (стране нужны инженеры!), бригадная система обучения, непрерывная практика (2 недели лекций, неделя на заводе). Учились изо всех сил, не отсеялся за время учебы ни один студент.
Годы учебы Воробьева совпали со столетним юбилеем этого вуза, основанного в 1830 году. Училище по праву считалось старейшим и одним из авторитетнейших учебных заведений России. Выпускник МВТУ был, по нынешним меркам, чем-то средним между просто дипломированным инженером и кандидатом технических наук, имеющим к тому же навыки практической работы с металлом. И уровень профессуры «Бауманки» был всегда едва ли не самым высоким в стране и не только профессиональный. Они учили студентов не только профессии, но и этике и этикету, говорили о пользе и настаивали на знании иностранных языков — и сами говорили на пяти! Еще как пригодилось это потом молодому Воробьеву, при сдаче кандидатского минимума — ему пришлось сдавать два языка — немецкий и английский! Показывали пример не только верности науке, но и интереса и любви к искусству к классической музыке, театру и литературе. Много лет спустя Николай Васильевич напишет о них: «среди этой профессуры не было заурядных людей...»
Подошло время так называемой эксплуатационной практики — и это был Ленинградский торговый порт, а отчет по практике стал первой научной работой будущего профессора. Научный руководитель студента Воробьева профессор Людвиг Генрихович Кифер отдал его отчет в журнал «Промышленный транспорт» для публикации. Выпускник МВТУ Воробьев остался в вузе, поступил в аспирантуру и как раз в это время нашел «свою» тему в науке, которая принесла ему успех — цепные передачи.
Поднимаясь однажды на эскалаторе московского метрополитена, он обратил внимание на подозрительный скрип по бокам ступеней эскалатора — сухое трение металла о металл. Как выяснилось, цепи смазывают, есть специальная бригада смазчиков, которая работает по ночам, когда закрыто метро. Воробьев обратился к руководству метрополитена с предложением создать и подготовить систему автоматической смазки эскалаторных цепей. Она получилась весьма недорогой и несложной по конструкции и вполне надежной, увеличивался срок службы цепей, а смазчики- не нужны. Эта практическая ценность разработки сыграла свою роль на защите молодого кандидата наук...
Официальным оппонентом Воробьева был профессор Л.П. Смирнов, известный в МВТУ как один из самых жестких критиков, побаивался Воробьев и собственного бескомпромиссного научного руководителя.
Однако, Л.П. Смирнов заявил: «...мы, коллеги, имеем дело не с кандидатской диссертацией, но с диссертацией докторской! Его работа — значительный вклад в науку, имеющий огромное практическое значение. И она, работа, на мой взгляд, вполне достойна докторской степени.
Непреклонный профессор Кифер, правда, возразил, что «не стоит охлаждать желание молодого коллеги двигаться вперед. Пусть Воробьев представит нам свою докторскую, а то, что уже сделал — попросим дирекцию напечатать отдельной книгой без поправок и купюр». Уже на следующий день после защиты Николай сел за стол и написал первые страницы будущей докторской...
Шло время, упорные занятия наукой, чтение курса «Экскаваторы» в училище, частые поездки по заводам. И наконец — написанная докторская в три тома. Защищать он ее будет в 1943 году...
В целом, преподавательской деятельностью в МВТУ имени Н.Э. Баумана Николай Васильевич занимался в течение долгих двадцати лет, пройдя на этом поприще путь от рядового преподавателя, до заведующего одной из ведущих кафедр. Его научный руководитель Кифер, когда уходил в 1950 году на пенсию написал записку — с характеристикой-рекомендацией Воробьева на завкафедры «Подъемно-транспортные машины».
К осени 1941 года фронт приблизился вплотную к Москве, и город все больше и больше подвергался налетам вражеской авиации. Правительство приняло решение об эвакуации МВТУ в г. Ижевск.
В двадцатых числах октября в последнем эшелоне, составленном из вагонов Московского метрополитена, с группой преподавателей профессоров отправился в Ижевск и Николай Васильевич Воробьев. Садились в вагоны при бомбардировке, но все обошлось. Отправились по северной дороге через Ярославль, Котельнич, Киров. Вагоны метрополитена — были металлические, неотапливаемые, а в конце октября уже начались холода, потом морозы. Приспособили найденную в одном из вагонов чугунную «печку-буржуйку», на путях собрали дрова, уголь, в крыше вагона проделали дыру и затопили печь, вскипятили кипяток, — так и спасались.
По прибытию в Ижевск преподавателям отвели дом на улице Свердлова и еще один дом напротив, где разместилась дирекция и службы училища. Для преподавателей выделили комнату в сорок метров, где они собирались и готовились к лекциям. Всех расселили, выдали продовольственные талоны, потом, весной, выделили участки под огороды для посадки картошки. Через две недели начались учебные занятия.
В Ижевске и студенты, и преподаватели Бауманки днем работали на заводах, учились по вечерам. Нагрузка на преподавателей была очень большая: в Москве на кафедре было восемь человек преподавателей и профессоров, а в Ижевск приехали только Воробье и Кифер — остальные были взяты в армию и народное ополчение. Приходилось вести по три курса. Досок не было, писали прямо на стенах и на дверях, потом стирали.
Большинство научно-исследовательских работ в Ижевске проводилось на базе металлургического и машиностроительного заводов. Весной 1942 года началась производственная практика студентов 4-го курса, они все были направлены в цехи ижевских заводов сроком на 3 — 4 месяца и подключились к решению практических вопросов промышленности. Институт создал специальное бюро, объединяющее работу всех кафедр по оказанию помощи предприятиям республики, которое координировало и направляло всю их деятельность в этом направлении. Работали, как и все в тылу: пока есть силы и не считаясь ни с чем. И даже получали награды ... Вот, например, выписка из приказа директора завода М. А. Хасина: «За плодотворную работу инженера-исследователя Воробьева Н. В. премировать месячным окладом, объявить ему благодарность и подарить валенки».
Воробьев пробыл в Ижевске до апреля 1943 года, потом МВТУ снова перевели в Москву. Всякое было в военную пору ... Теряли карточки, голодали, не хватало дров, чтобы согреться.. Воробьев вспоминал, что, когда выехал в Ижевск, весил 96 килограммов, а уехал —всего 73. Когда приехали в Москву — комната Воробьевых оказалась занята другими людьми. Квартплата из далекого Ижевска не дошла... Заселили таких вернувшихся — четыре семьи, 15 человек, до конца войны в красном уголке студенческого общежития. Никто не жаловался —это не фронт, здесь не стреляют.
В красном уголке Воробьев начал писать свою монографию «Цепные передачи». Пятнадцать жильцов договорились между собой ложиться спать в 11 часов ночи. Ложился и Воробьев, дожидался, когда уснут все соседи по углам, вставал, зажигал настольную лампочку, накрыв ее так, чтобы свет падал только на стол, и в течение двух часов работал. В час ложился, а в шесть часов — снова на ногах. К концу войны монография, своего рода техническая энциклопедия, была готова и сдана в издательство «Машгиз» под названием «Цепные передачи». Книга только в СССР переиздавалась четырежды(!), в 1953-1954 годах была опубликована в Германии, Венгрии, Румынии: она есть в любой технической библиотеке любого инженерного вуза и промышленного предприятия.
Карьера основателя отечественной школы цепных передач (расчеты Николая Васильевича использованы при проектировании эскалаторов Московского метро) была успешной, факультет на хорошем счету.
Но однажды декана факультета транспортного машиностроения «Бауманки» Н. В. Воробьева срочно вызвали в Министерство высшего образования. Принял сам министр, дал прочесть решение правительства об организации в городе Ижевске механического института:
— Мы ознакомились с вашей биографией. Вы получили хорошую практику, преподавали многие дисциплины. Сейчас декан. Есть предложение направить вас в Ижевск...
А дома уже ждала телеграмма директора Ижевского механического института Остроумова Владимира Павловича: «Срочно приезжайте. Вы назначены председателем экзаменационной комиссии». Назавтра, выполняя приказ начальника Главного управления машиностроительных вузов МВО РСФСР от 26.06.52г. № 186 доцент МВТУ Воробьев Н.В. с небольшим чемоданом выехал в Ижевск, на свое постоянное место жительства.
Вновь организуемый вуз требовал и устройства материальной базы, и ответственного отбора кадров. Воробьев месте с директором, Владимиром Павловичем Остроумовым набирали штат преподавателей. Долго искали математика, наконец прибыл молодой человек из Москвы по назначению, столкнулся с Воробьевым в коридоре:
— Фамилия? — Азбелев Николай Викторович.
— Хорошо знаете математику?
— Хорошо.
— Где остановились?
— Нигде, прямо с поезда прибыл сюда.
— Можете сейчас начать вводную лекцию?
— Смогу, пожалуй.
Воробьев повел приезжего прямо в аудиторию, представил студентам, а сам сел за парту. Новичок попался замечательный, речь хорошая, объясняет толково, доходчиво. Воробьев ушел довольный и доложил Остроумову, что преподаватель математики — уже в аудитории. Случай с Азбелевым был возведен в хороший обычай: прибывающего специалиста вводили сразу на лекцию и проверяли «пригодность».
По постановлению Удмуртского обкома КПСС должны были принять в первый набор студентов 200 человек на дневное и 50 — на вечернее отделение. Преподаватели, ходили по школам города Ижевска, рассказывали о будущем вузе, приглашали к себе, опасались недобора. Однако на экзамены пришло столько молодежи, что пришлось принять на вечернее отделение в два раза больше студентов. Кроме того, решением Министерства высшего образования в ИМИ были переданы в полном составе, за исключением 5-го курса, и студенты учебно-консультационного пункта. А 13 человек студентов 5-го курса УКП, в числе которых были Н. Е. Семеновых, В. Е. Семеновых, Н. К. Гаврилов, Б. В. Суворов и другие, завершили свое образование в ИМИ и составили второй контингент инженеров, получивших высшее техническое образование в Ижевске. Они стали впоследствии видными организаторами промышленного производства.
Студенты 4-го курса УКП, 40 человек, успешно окончили 5-й курс в стенах Ижевского механического института и составили первый выпуск. Среди них — известные в Удмуртии инженеры Н. И. Гурков, И. Е. Твердохлеб, Б. Ф. Файзуллин, С. Я. Фишер, Ф. Ш. Рабанеев, В. А. Вижин, Л. П. Чураков и другие — как раз им, имевшим за плечами большой опыт практической работы, Воробьев и читал лекции по курсу «Подъемно-транспортные машины».
Вспоминает Третьяков Владимир Михайлович, выпускник 1957 года, впоследствии — профессор кафедры «ВТ», кандидат технических наук, профессор: «В 1952 году на МТ-факультете первую лекцию по начертательной геометрии читал Николай Васильевич Воробьев. Ярко освещенная солнцем аудитория на четвертом этаже северного крыла, притихшие студенты. У доски высокий, крепкий, с крупными чертами лица мужчина потирает пальцем складку большого открытого лба и говорит громким, приятным, хорошо поставленным голосом. Это были честные лекции: с аккуратными чертежами мелом на доске, доступными и понятными пояснениями и возможностью записать в конспектах основные определения дисциплины. На первой же лекции он порекомендовал нам делать чертеж в конспектах цветными карандашами и сам пользовался ими впоследствии. Между прочим, на первой же лекции он учил нас точить карандаши. В целом атмосфера на лекции установилась спокойная, доброжелательная, а сама дисциплина вызывала у нас интерес.»
В 1954 году Воробьев был назначен завкафедрой «Детали машин и ПТМ» (подъемно-транспортные машины), а с ноября 1956 по февраль 1961 года работал проректором по учебно-научной работе. В первый же год работы нового института Воробьев поставил задачу начать разработку нескольких научных тем и готовить издание трудов института, в 1955 году первый выпуск трудов ИМИ был осуществлен.
На 1 января 1961 года, в ИМИ насчитывалось уже 174 штатных преподавателя, из которых 13 работали в Воткинском филиале. Имеющих ученую степень кандидата наук насчитывалось уже 26 человек, над докторскими диссертациями работали 14 человек и над кандидатскими — 20 человек.
В кружках при кафедрах занимались около 200 студентов, в 1960 году была проведена уже 7-я студенческая научно-техническая конференция, среди участников которой были и молодые специалисты машиностроительного завода, в основном выпускники ИМИ.
Увлечение одной темой не помешало профессору и самому заниматься параллельно многими научными проблемами. Заведующий кафедрой и не мог позволить себе такой «роскоши». Об этом говорят и названия научно-исследовательских работ, выполненных по хоздоговорам, вот перечень лишь некоторых: «Исследование редукторов с пластмассовым корпусом» — выполнена для Ижевского редукторного завода; «Модуляции мостовых кранов» — по заказу Ижевского металлургического завода; «Совершенствование зубчатых цепей» — для Юрюзанского механического завода Челябинской области.
Когда на Ученом Совете обсуждался вопрос о работе за кафедрой «Детали машин и ПТМ» за 1963-1968 годы Николай Васильевич сказал: «В мае этого года мне исполнилось 65 лет. Но я полон сил и энергии и имею большое желание продолжить работу в ИМИ.
Только за период 1963-1968 годов на кафедре Воробьева было подготовлено десять (!) кандидатов технических наук: Б.В.Николаев (1964г.), Б.А.Тимофеев, Б.Н.Филимонов (оба — 1965г.), И.М.Троицкий, А.К.Георгиев, Ф.К.Лебедев (все — 1966г.), В.А. Умняшкин, Л.Д. Князев, В.И. Макаров (защитились в 1967г.)
Шли годы, старшая дочь профессора Ирина поступила в Суриковское училище, выросли в Ижевске дочь Наталья и сын Андрей, закончили школы с золотыми и серебряными медалями, поступили в ИМИ. Наталья с отличием окончила вуз по специальности вычислительной техники и, выйдя замуж за своего сокурсника, уехала в Загорск, поступила в аспирантуру. Андрей также успешно окончил Ижевский механический, остался преподавать в вузе.
В конце 1977 года Николай Васильевич оставил заведование кафедрой и перешел на должность профессора-консультанта. Кафедру принял Николай Сергеевич Голубков — один из самых первых и способных его учеников. 31 декабря 1984 года — последний день работы профессора Воробьева в ИМИ. Николай Васильевич Воробьев скончался 11 января 1987 года. Похоронен в Ижевске, в городе, ставшем для него родным.
С целью увековечивания памяти одного из основателей ИМИ родственники профессора вышли с инициативой об установке на фасаде корпуса № 3 университета посвящённой учёному и педагогу мемориальной доски. Торжественное ее открытие состоялось 8 августа 2018 года.
На фотографиях: Н. В. Воробье в 1916-1970-е годы
*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М.Т. Калашникова