22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Официальная история ИМИ-ИжГТУ достаточно хорошо известна: написаны о ней книги и замечательные мемуары, есть в университете документальный архив, большие собрания музейных экспонатов, фотографий и фильмов.
Но 70 лет — это целых 25 567дней! А в каждом из них — великое множество действующих лиц и самых разных событий, из которых и складывалась одна общая судьба, большая жизнь университета. Рассказать обо всех ее героях и обо всем, что было — просто невозможно, но зато можно вспомнить отдельные, известные или всеми забытые, счастливые, удивительные или драматичные истории, в которых, как в капле воды, отразилась вся полноводная река времени*.
За короткое время молодой ИМИ стал вузом, выпускавшим грамотных, достойно образованных инженеров. Как отмечал председатель д.т.н., профессор, зав. кафедрой МВТУ А.А. Толочков ГЭК к началу 60-х годов «тематика дипломных проектов (ИМИ) является очень актуальной, ряд проектов выполнены по конкретным заданиям заводов», и «выпущенные молодые специалисты показали себя хорошо подготовленными инженерами, способными решать самостоятельно технологические, конструкторские и исследовательские задачи на заводах, в КБ и НИИ»
Всего за 70 лет из стен технического университета вышли более 50 тысяч специалистов в области машиностроения, приборостроения, вычислительной техники, строительства и экономики. Конечно, студенческие годы для каждого из них были счастливым временем, и все же — каждому времени — свое студенчество.
Для поколений 50-60 х — это неведомые сегодняшним ребятам пять лет бесплатного специалитета, комсомол и целина, история КПСС и каждую осень — работа в колхозе. Это расчёты для курсовой по баллистике — на арифмометре типа «Феликс». А еще — военная кафедра и военные лагеря, практика и распределение с обязательной отработкой в течение трёх лет — по всем городам СССР. В каждой студенческой группе — в основном, парни, девчонок в Механическом немного. И не только уроженцы Удмуртии, а подросшие дети эвакуированных — буквально со всей страны, дети немецких спецпереселенцев, ребята после армии и техникума, а то и фронтовики. А еще они все — помнят войну.
А еще — это было поколение неунывающих энтузиастов и романтиков, оттепели 60-х, поколение покорения космоса... С каждым годом число студентов института увеличивалось на сто человек, и вскоре это был уже большой коллектив. Они были удивительными! Достаточно одного примера: звездный выпуск 1962 года. Более двадцати человек этого выпуска стали ведущими преподавателями и учеными своего вуза, легендарными генералами ОПК — и этот рекорд так и остался единственным в своем роде.
Как они жили, эти девчонки и мальчишки, студенты 50-60-х?
Считается, что первый набор студентов на 1 курс ИМИ составил 200 человек. Однако, это не совсем так: Приказом Министра Высшего Образования СССР № 370 от 4 марта 1952 г. был установлен план приёма на 1 курс дневного отделения 200 человек и на вечернее отделение — 50 человек. Позднее было решено увеличить первый набор студентов: 200 человек — на дневное и 100 человек — на вечернее отделение.
Итак, вступительные экзамены. К рубежу 50-60-х их пять: две оценки — по математике и одна по физике, сочинение и английский. Проходной балл — 20.
Требования к студентам нового технического вуза предъявлялись серьезные: после завершения первой же в вузе сессии были отчислены 4 студента дневного и 1 студент вечернего отделений, а на 2 июля 1953 года на сессию было допущено только 180 студентов дневного отделения (92 чел. на Е-факультете и 88 чел. на МТ-факультете) и 87 студентов вечернего отделения.
Начнем с того, что и здание, и устройство института были совсем не похожи на сегодняшние корпуса ИжГТУ — здесь все было в одном доме. В цоколе на Горького, 79 были расположены даже слесарные мастерские, токарный и фрезерный участки, говорят, был и макет мартена. Студенты сами делали слесарные тиски, зубила и молотки, точили на токарном станке ходовой винт, фрезеровали губки тисков, сверлили отверстия, нарезали резьбу. Кстати, кто не знает, — здание бывшего ВТУЗ-комбината во время войны исправно служило делу обороны: в его подвалах пристреливали пулеметы. И единственный подземный ход в Ижевске, существование которого доказано, как раз вел из этих подвалов под проезжей частью улицы Горького в Мотозавод — в войну по нему катали пулеметы «Максим». Первое время улица с еще деревянной мостовой, по ней время от времени водят пленных немцев на работу...
Была в вузе спецбиблиотека, куда не всем можно, и буфет, куда можно всем, самые «поточные» лекции проходили в актовом зале; во дворе — своими руками построенная волейбольная площадка и беговая дорожка, вдоль Горького — посаженные березы: сажали все вместе — студенты, преподаватели и директор.
Рассказывают, что пока институт располагался далеко от общежития, на улице Горького, главной заботой по утрам было довести чертежи по курсовому проекту и спецдисциплинам (плод бессонных ночей!) до преподавателя. Утром в автобусе студентов и рабочих набивалось столько, что двери не закрывались, люди ехали на подножках, буквально свисая из автобуса. Приходилось чертежи в картонном тубусе всю дорогу держать над головой на вытянутой руке.
Со второго курса начиналось у студентов обучение военной специальности, например, ремонту стрелкового и пушечного вооружения. По военной подготовке сдавались госэкзамены, не сдавший их, отчислялся и отправлялся служить в армию. Одна из легенд ИМИ: на экзамен приехал генерал из округа, обстановка на экзамене напряженная. Студент разбирает затвор пушки, для этого нужно специальным инструментом и двумя руками отжать мощную пружину и разобрать затвор. Но парень волнуется, про специнструмент забыл и большим пальцем просто «выжимает» эту мощную боевую пружину. Глаза членов комиссии округлились, генерал сказал, что многое видел на своем веку, но, чтобы пальцем отжать боевую пружину орудийного затвора — такого не видел никогда!
Практики... О, сегодняшним студентам такие производственные практики и не снились... Например, после третьего курса — подручным кузнеца в кузнечно-прессовом цехе № 15 Ижевского металлургического завода, преддипломная — на 49-м производстве Ижмаша (автоматов Калашникова).
Иногородние студенты получали общежитие, и, как правило, жили по 4 человека в комнате.
Понятно, что соседи нередко становились друзьями на всю жизнь. Вообще, группы были дружные, могли в складчину купить товарищу приличное пальто к дню рождения, как водится, на танцы и на свидания собирали товарища целым общежитием: чья-то рубашка, чей-то галстук, чьи-то туфли ...
Конечно, не учебой единой жили «механики». В институте был свой студенческий радиокомитет и радиоузел, для него выделили списанный профессиональный стационарный магнитофон, потом — и студийные магнитофоны МЭВЗ консольного типа; велись постоянные радиопередачи для всего вуза. Общие комсомольские и профсоюзные конференции сопровождались еще и «Световой радиогазетой». На заседании присутствовала специальная группа радиокомитета из поэтов, художников и техников — рисовались карикатуры, писались стихи, а высказывания записывались на магнитофон. Звуковая часть газеты записывалась на магнитофон, а изображение проецировалось с помощью эпидиаскопа на большой киноэкран. «Световая газета» показывалась в конце конференции, когда велся подсчет результатов голосования.
На кафедре физвоспитания были очень популярны спортивные секции, очень скоро появились перспективные спортсмены, в институте были изумительные певцы, танцоры, музыканты, вообще, художественная самодеятельность «механиков» пользовалась огромной популярностью у ижевской молодежи. Увы, маленький актовый зал на Горького, 79 вмещал только 700-800 человек (вместо 250 по норме). После номеров самодеятельности начинались танцы. Впрочем, иногда «механики» ходили на вечера в «мед» или в «пед».
Играл на праздниках, концертах и вечерах танцев и свой джаз-оркестр — Игорь Гесс, Радик Утробин, Боря Фишер, Додик Липкин и другие, солисты: Саша Назаров, бархатный баритон Гера Иванов, Николай Гуторович (после ИМИ закончил консерваторию, солист Московского Академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко!)
Кстати, первое время Новый год весь институт встречал вместе — и студенты, и преподаватели. На один из таких праздников в актовом зале повесили шар, обклеенный кусочками зеркал. Шар вращался с помощью электромотора и на него были направлены лучи двухцветных прожекторов, и по всему залу кружился цветной «снег». Звучала джазовая музыка, записанная по ночам на магнитофон с западных радиостанций, в центре зала стояла украшенная елка...
Студенты первых 2-х курсов всех вузов в течение сентября обязательно мобилизовывались на уборочные работы в колхозы, но не только. Где только не поработали студенты ИМИ! В 50-х годах не только на целине, а, например, строили второй корпус на Студенческой, рыли траншеи для фундаментов первых многоэтажных домов в район 65-ти бараков (ныне — ул. Клубная в Ленинском районе)...
Конечно, работали («калымили») и самостоятельно, для «поддержания штанов» и — не дай бог, чтобы пережить семестр, если остался без стипендии. Как правило, в общежитии находились предприимчивые ребята, которые занимались организацией подработок («шабашек»). Это были разовые или периодические авральные работы — собиралась бригада на всевозможные склады и предприятия, для работы на погрузке, а чаще разгрузке вагонов. После разгрузки рыбных грузов неделю в коридорах общежития носился рыбный дух, а с прибытием арбузно-дынных обозов мусорные баки переполняли арбузные корки. На мясокомбинате могли выписать бесплатный обед, на хлебокомбинате — выдать гирлянды сушек.
Заработок, по масштабам цен после денежной реформы 1961 года, составлял от 6 до 15, иногда и 20 рублей. Это была существенная прибавка к стипендии, ведь многим никто не помогал, а нужно было не только питаться, но и одеваться, и сходить иногда в ресторан («Кама» или «Отдых»).
Наиболее серьезные товарищи собирались в каникулы небольшими бригадами и отправлялись на заработки — небольшие сельские объекты, возводимые хозспособом. Заработанного хватало для обновления обмундирования и даже развлекательных поездок по стране.
В 1953 году (стипендия первокурсника — 290 рублей) килограмм белого хлеба — 3 рубля, черный хлеб —1 рубль, килограмм говядины — за 12 рублей 50 копеек, литр молока — за 2 рубля 24 копейки, масло сливочное — за 27 рублей 80 копеек, а растительное — За 17 рублей. Десяток яиц — 8 рублей 35 копеек, водка — 22 рубля 80 копеек, пара обуви — 188 рублей, самый дорогой костюм — 1500 рублей. автомобиль «Победа» за 16 тысяч рублей и автомобиль «Москвич» за 9 тысяч рублей. На прилавках магазинов можно было найти красную икру по 36 рублей за килограмм и черную икру по 85 рублей за килограмм. Кофе в зернах — 50 рублей за килограмм.
Стипендия на пятом курсе, уже в новом масштабе цен 60-х годов — 39-45 рублей. Примерный расчет: утром 30 коп. за завтрак в институтской столовой из котлеты с гарниром и чая, в обед 50 коп. на суп, ту же котлету и чай, благо, хлеб тогда на столах был бесплатным, вечером в общежитском буфете — на 10 коп. 100 грамм сахара, на 10 коп. полбуханки хлеба и, в качестве чая- кипяток в титане в конце коридора на этаже.
На посиделки и праздники в общежитии покупалась самая дешёвая водка, сливалась в чайник, добавлялась бутылка малинового или клубничного сиропа, и разливалась из чайника по кружкам. С нехитрой закуской получался праздничный стол. Любимые песни студенческих застолий 50-60- х: знаменитый хит — «Сиреневый туман...» (на авторство претендуют аж 4 автора, но все писали именно о студенчестве!), народная «Летят утки, летят утки и два гуся...», «В жизни раз бывает 18 лет», «В Кейптаунском порту с пробоиной в борту...» «Так поцелуй же ты меня, Перепетуя! Я тебя так безумно люблю, За тебя, чем угодно рискуя, Я сачковал, я сачковал, я сачкану!» и А. Городницкого «У девушки с острова Пасхи, украли любовника тигры...».
На фотографиях: первые студенты ИМИ.
*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, "Живой книги ИжГТУ", архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М. Т. Калашникова