«Механ»: непридуманные истории. Наш маэстро

22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Официальная история ИМИ-ИжГТУ достаточно хорошо известна: написаны о ней книги и замечательные мемуары, есть в университете документальный архив, большие собрания музейных экспонатов, фотографий и фильмов.

Но 70 лет — это целых 25 567 дней! А в каждом из них — великое множество действующих лиц и самых разных событий, из которых и складывалась одна общая судьба, большая жизнь университета. Рассказать обо всех ее героях и обо всем, что было — просто невозможно, но зато можно вспомнить отдельные, известные или всеми забытые, счастливые, удивительные или драматичные истории, в которых, как в капле воды, отразилась вся полноводная река времени*.

Наш Маэстро

Свой джаз-оркестр появился в ИМИ в 1953 году. С тех самых пор музыка поселилась в стенах «Механа» навсегда. Говорят, что история не знает сослагательного наклонения, и мы, конечно, никогда не узнаем, каким бы стал ИМИ-ИжГТУ без музыки. Но, наверное, — он был бы другим. Как сказал поэт, «Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на ум...»

А основателем удивительного и во многом уникального студенческого джаз-оркестра «механиков» был Герман Иосифович Власов. Сын полка, «золотой саксофон Удмуртии», наш Маэстро.

Герман Иосифович рассказывал, что впервые оказался в Ижевске перед самой войной: его отца, механика из Подмосковья, направили «на укрепление кадров» Ижевского железнодорожного депо. Накануне рокового лета отец уехал в командировку, началась война — и больше Герман никогда его не видел.

В 1941-м мама с сыном пытались вернуться домой. Пробивались в поезда — и в сторону войны, и в тыл они шли переполненными, но до Москвы они так и не добрались. Эшелон попал под бомбёжку, и в этом аду 10-летний мальчишка навсегда потерял мать. Метался по побоищу, звал, вглядывался в живых и неживых, но мамы не увидел. «Знаете, что такое бомбёжка? Если бы вы хоть раз это увидели, вы бы сошли с ума», — говорил Герман Иосифович.

Осиротевший мальчишка бродил с такими же голодными, потерянными детьми войны по городам и весям разорённой страны. Их, конечно, вылавливали, но пацаны сбегали снова: кто — на фронт, кто — искать родных. В конце концов, Германа подобрал военный разведотряд. Взрослые мужики обходились с «найдёнышем» строго, по-солдатски: главное — накормить и из землянки не выпускать. Чтоб остался живой.

С ноября 1943 г. по приказу командования несовершеннолетних планово начали отзывать из действующей армии. Сотни мальчишек, лишившихся крова и родных, потерявших отцов на фронтах, отправляли на учёбу в суворовские и нахимовские училища, которые и стали им родным домом. Неразговорчивый сержант взял Герку за руку и повёз в тыл.

В марте 1944-го Власова как проявившего способности к музыке определили в Новосибирское военное музыкальное училище (Новосибирская школа музыкальных воспитанников Советской армии). Кстати, в эти годы капель-мейстером в одном из училищ, а потом инспектором военных оркестров города был сам Василий Агапкин, автор «Прощания славянки»! Вообще, Новосибирск в те годы стал центром «музыкальной» эвакуации — сюда приезжали музыканты из больших городов, джаз-оркестр Л. Утёсова, Ленинградская филармония и т.д.

Воспитание в училище было суворовское: по 12 часов в день — военная, общеобразовательная и музыкальная подготовка, а в 14 лет воспитанники приняли воинскую присягу. Здесь появился у нашего юного кларнетиста и первый учитель — маэстро и майор Евгений Яковлевич Вержаховский, омский кларнетист и дирижёр военных оркестров, впоследствии — профессор Новосибирской консерватории и композитор, создатель «Школы игры на кларнете».

В 1945-м кларнетист Герман уже маршировал с оркестром на новосибирском Параде Победы... Знаешь, дорогой читатель, иногда случаются чудеса. Сотрудники музея Новосибирска в госархиве кинофотодокументов нашли уникальную кинохронику, сделанную в городе 9 мая 1945 г. Смотри, читатель, — вот, что видел наш юный музыкант в тот весенний день: 

 

В 1947-м Герман закончил училище, затем — класс военных дирижёров при консерватории, отслужил рядовым в военном оркестре, был награждён медалью «30 лет Советской Армии и Флота». А в мае 1950 г. демобилизованный 17-летний сержант Власов вернулся в Ижевск. Отыскал в Зареке единственную родную душу — бабушку, и остался здесь навсегда.

Юноша работал актёром в театре кукол, слесарил на заводе, играл, наверное, во всех ресторанах и на всех танцплощадках города, в филармонии и оркестре Ижевского цирка и даже руководил духовым оркестром в колонии для малолетних правонарушителей на Лесозаводе. Купил, наконец, первый собственный инструмент — деревянный кларнет, раньше-то всё были казённые.

Поездил и с гастролями по всему Союзу — от Москвы до Хабаровска, и целый сезон гастролировал с легендарным биг-бендом самого Эдди Рознера (коллектив, собравший в 1950-х гг. лучших исполнителей СССР, именно этот оркестр «озвучивал» фильм Э. Рязанова «Карнавальная ночь»). Говорят, именно Власов первый во всей Удмуртии взял в руки саксофон.

В один прекрасный день в ноябре 1953 в фойе кинотеатра «Колосс» (ныне Александро-Невский собор), где устраивались танцы и Герман работал в оркестре, к музыканту подошел незнакомый молодой человек и сказал, что в Ижевском механическом институте организуется оркестр...

На следующей неделе в профкоме Механического института Власов познакомился с Володей Зюзиным, — председателем культмассовой комиссии профкома. Зюзин был намного старше Германа , фронтовик, прекрасно играл с нот на аккордеоне.

Нашелся в ИМИ и случайный набор инструментов: что-то от комплекта духового оркестра, гитара и что-то еще... Были и чудные голоса в студенческой самодеятельности: сестры Перепоновы Нина и Людмила, мужское трио Иванов Генрих, Лопухин Юрий, Александр Назаров. В ноябре появились и студенты, разобравшие инструменты: Марк Исмагилов взял альт-саксофон, тенор-саксофон, купленный профкомом, взял Сабреков Юра, трубу — Коротков Валера, но вскоре вернул...- соседи по дому не одобрили его упражнений. И начали новоиспеченные музыканты учить ноты...

Один из первых музыкантов оркестра , саксофонист и впоследствии — кандидат технических наук, профессор Олег Трифонов вспоминал: «Мы же голодные были. Ничего не было, одна радость была для всех — музыка. Новоявленных оркестров тогда было — пруд пруди... Но у них не было Власова. А у нас — был».

С первых же репетиций Власов установил для музыкантов любительского оркестра режим профессионального коллектива (сказалась военная выучка!): обязательные две-три репетиции в неделю, индивидуальные заня тия и постоянная игра оркестра на публике в концертах и в качестве танцевального оркестра на вечерах отдыха родного ИМИ.

В 1954 году пришли в оркестр студенты первого курса — Володя Казаков (пианино), Володя Князев(скрипач), Генрих Утробин (виолончель), Воронов Коля (труба), Давид Липкин ( ударные ), Огнев Миша (контрабас), позднее — Борис Фишер, Володя Мохнаткин, Игорь Гесс, — все они учились в музыкальных школах. Теперь оркестр мог играть группами: группа саксофонов, группа медных инструментов, скрипичная группа, появились ударные.

К пятилетию института в 1957 году готовился праздничный концерт на сцене ДК Машиностроителей и, конечно, концерт открыл оркестр ИМИ, исполнив увертюу к фильму «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского. По составу, по исполнению таких оркестров в истории Ижевска еще не было.

В этом же году, в соответствии с правилами, молодой оркестр прошел аттестацию и тарификацию — она проходила в ДК «Октябрь». При этом министерская комиссия выдавала разрешение выступать на профессиональной сцене только на 2 года, потом мастерство нужно было доказывать вновь. Студенческий коллектив получил звание «Народный коллектив «Эстрадный оркестр ИМИ», план работы на площадках города и стал самостоятельным.

Шли годы, менялся состав оркестра, солисты и ансамбли, но оркестр был и остаётся гордостью «механиков», да и всего Ижевска. За это время у дирижерского пульта оркестра Г.Власов, С.Черноскутов, В.Гольдфарб, И.Кропачев, сегодня разновозрастной командой музыкантов-любителей дирижирует А.Елисеев, но Герман Иосифович оставался его художественным руководителем оркестра до самого последнего дня.

А еще — со дня основания (1990) Г. И. Власов оставался творческим лидером популярного оркестра «Арсенал-Бэнд», гастролировал в Венгрии и в Ницце, российский канал «Культура» снял про него сюжет «Странствия музыканта», местные власти награждали его почетными грамотами, стал он «Заслуженным артистом Удмуртии» (1991 год) и «Заслуженным артистом России» (2003 год), и называли его патриархом ижевского джаза и «золотым саксофоном Удмуртии»!

Впрочем, сам он говорил так: «Звания ничего не дают, мастерство надо все время подтверждать. Если ты заслуженный токарь, а не можешь выточить какую-то деталь — какой же ты токарь?... Профессия музыканта — большой, тяжелый и нудный труд, многие не выдерживают, уходят.... Но я слишком люблю играть хорошую музыку. Прекрасной музыки на свете много!».

Юбилейный концерт в честь 80-летия Германа Власова в феврале 2013 г. друзья и коллеги назвали «8:0 в его пользу». Ижевские газеты тогда писали: «Зал госфилармонии был полон. Шквал аплодисментов, крики "Браво!", а редкий фокстрот „Смех сквозь слёзы“ в исполнении мэтра окончательно сразил публику».

Кстати, Герман Иосифович очень радовался, что где-то случайно раздобыл ноты этого фокстрота. Всем рассказывал, что его написал лучший в довоенное время в СССР саксофонист Владимир Костылев, которого считали предателем, а он на самом деле геройски погиб. Фронтовик не мог не вступиться за фронтовика : Костылев играл в Красноармейском джаз-оркестре Наркомата обороны, направленном в 1941-ом для поддержания боевого духа на Западный фронт обороны Москвы. В ночь с 6 на 7 октября музыканты попали в окружение под Вязьмой, где автор сентиментального фокстрота погиб.

Для всех поколений музыкантов ИМИ-ИжГТУ Герман Иосифович был и безусловный авторитет, и пример, учитель и отец-командир. Однажды на вопрос журналиста из газеты «Механик»: «Есть ли у вас свой девиз, жизненное правило, которого вы всегда придерживаетесь?», он ответил : «Как ни странно, это правило Островского. Того самого, Николая, над которым сейчас все смеются. Жить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...»

Герман Иосифович дружил с композитором Германом Афанасьевичем Корепановым, играл его музыку, говорил, что ему очень нравятся удмуртские песни. Сам — тоже писал, но уверял, что это — не его. Из записанных и известных сочинений — гимн Ижевского автозавода на слова заводского слесаря. Говорят, удачно получилось. Обожал свой «Москвич-2140» 1986 года выпуска, который всегда был у него на ходу, увлекался рыбалкой, а какой ижевчанин —не рыбак? Уверял, что в музыке, как в акробатике или спорте, черновую работу надо делать постоянно, и вообще, быть в форме, и в спортивной- тоже. Кстати, стойку на руках маэстро мог запросто сделать и на восьмом десятке.

16 и 17 ноября 2017 года Герман Иосифович на сцене Филармонии дал свои последние концерты. На одном из них, перед обращением к зрителям, у музыканта выпал из рук саксофон и разлетелся на две части. Герман Власов, взяв его в руки, произнес в микрофон: «Это все...».

Маэстро ушел от нас на 84 году жизни, 7 января. Он делал нашу жизнь прекраснее, а это — мало, кому дано.

Гордость и фактически —ровесник альма-матер, «Big Band» ИжГТУ сегодня носит имя Г. И. Власова. Оркестр верен себе и традициям: играет советский и американский джаз, джаз рок, музыку в стиле диксиленд и свинг; репетирует во 2 корпусе ИжГТУ, 4 этаж, 3 раза в неделю, дает концерты в родном вузе и на площадках города.

И пусть так и будет! Как поется в одном из любимых номеров репертуара оркестра — песне «Дружба»: «И в дальний путь, на долгие года!». 

Смотрите и слушайте. Играет Герман Власов:

На фотографиях: подросток с кларнетом в руках — Герман Власов, 10 июня 1945 года; коллективное фото — Оркестр Бреславо-Хинганской гвардейской дважды Краснознаменной ордена Суворова II степени гвардейской бригады (в третьем ряду, второй справа — кларнетист Герман Власов), Тюмень, конец 40-х гг.; одна из ранних фотографий оркестра ИМИ, сделанная в парке Кирова; Герман Иосифович Власов.

*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 

Дата: 04.05.2021
Полезная информация