22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Судьба Ижевска, города прикамской «глубинки», в силу оборонной специализации и статуса российской оружейной столицы, всегда была связана с самыми большими событиями всей страны и даже мира. Закономерно, что и «биография» ИМИ-ИжГТУ, — не совсем обыкновенная для провинциального вуза. В жизни института и университета, в судьбах его сотрудников и выпускников, так или иначе, а порой — самым непосредственным образом, отразилась большая отечественная история на рубеже двух тысячелетий*.
Известно, что музыка поселилась в стенах «Механа» с самых первых дней. Какую роль это сыграло для него и его людей можно рассуждать долго. Ограничимся цитатой Булата Окуджавы: «Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на ум, и вселяет в нас надежды...». Так или иначе музыканты ИМИ-ИжГТУ достигали и профессионального мастерства, и известности далеко за пределами не только альма матер, но даже и родного Ижевска — достаточно упомянуть практически ровесника института -джаз ИМИ-ИжГТУ или блестящую студию «Регтайм», руководители которой, Лариса и Алексей Писмеровы, — тоже выходцы из «Биг-бенда».
Однако были времена, когда музыка соединилась с еще одним постоянным увлечением и любовью Механа- поэзией. Наступило время бардов...
Авторская или бардовская песня —жанр, возникший в середине выросший в СССР в 1950-60-е из художественной самодеятельности, городского романса и песенных миниатюр А. Вертинского и некоторых других. Чаще всего авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в середине 1950-х начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года — первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни, где состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича.
Позднее, в 1960-70-х, классиками жанра стали В. Высоцкий, А. Галич, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, А. Крупп, Е. Клячкин, Ю. Кукин, А. Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, П. Старцев А. Суханов, В. Егоров, В. Долина, в 80-х и 90-х к ним добавились О. Митяев, А. Киреев, М. Щербаков дуэт «Иваси» творчество А. Дольского, А. Розенбаума и Т. Шаова и т. д.
Авторская песня не звучала на концертной эстраде, ее не передавали по радио и ТВ, но благодаря «магнитиздату», ее знали, пели, слушали и переписывали друг у друга. В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио!
С начала 90-х гг., после взрыва всеобщего интереса к авторской песне, росло число «поющих поэтов» и их мастерство, проводятся концерты, фестивали (наиболее авторитетный из них —Грушинский); продаются кассеты и диски; оформляется даже «классика» авторской песни (альбомы «Песни нашего века»).
Конец 70-х и первые 80-е годы — «золотой век» и Ижевского клуба самодеятельной песни (КСП «Ижик»), который был создан в 1978 году. А, между прочим, первым президентом клуба был преподаватель ИМИ И. Г. Казарин. В начале 70-х кафедра «Технологии приборостроения (ТПС)» — основа Приборостроительного факультета расширялась. Пришли молодые преподаватели, в том числе — из Ленинграда прибыли кандидаты наук А.С. Алферов и И.Г. Казарин, активно включившиеся в учебный процесс и научную работу.
У истоков КСП «Ижик» стояли Мария Петровская, Наталья Селезнёва, Олег Антонов, Сергей Гулин (тогда единственный в Ижевске лауреат знаменитого «Грушинского фестиваля» 1978 года) и другие. Кстати, С.П. Гулин — автор и песни, и пародии на нее, сочиненной вместе с к. т. наук, выпускником ИМИ и известным российским поэтом Олегом Хлебниковым:
«В городе Ижевске Пушкин не родился,
Петр Ильич Чайковский только рядом жил,
И вообще наш город ничем не отличился,
Видно, бог на город что-то положил.
А точнее: ружья и автомобили,
Радиоприемики, мотоциклы „ИЖ“...
В городе Ижевске дали голубые,
Галя Кулакова ходит здесь без лыж.»
Традиционным клубным днем «Ижика» был четверг. Удивительная атмосфера доброты и свободы, дружбы и творчества царила там всегда, хотя жизнь клуба протекала в очень непростых условиях. Практически любое мероприятие приходилось буквально пробивать, протаскивать сквозь кордоны партийно-кагэбэшной цензуры. И все же именно в те годы в Ижевске впервые выступили многие известные барды из Москвы, Ленинграда, других городов, ижевские прощальные гастроли были практически последними выступлениями Евгения Клячкина в России и т. д.
А чуть позже в Ижевске появилась целая плеяда клубов самодеятельной песни — «Колесо» в ИМИ, «Ризориус» в ИГМИ и др. В эти годы и в «Механе» частыми гостями ДК «Интеграл» были всесоюзные барды —пели у нас даже Высоцкий, Окуджава, а уж собственный клуб самодеятельной песни ИМИ «Колесо» знали все и вся.
Костяк этого самобытного интересного коллектива составили студенты и сотрудники машиностроительного факультета. Иван Васильев, Александр Костромин, Марина Морева, Наталья и Владимир Конюховы, Анна Тасмаева, Александр Липатов, Юрий Бяков, Дмитрий Павлов, Сергей Окишев, Игорь Зорин...
В газете «Механик» существовала постоянная рубрика «Антология авторской песни», посвященная авторской песне, которая пользовалась у молодежи чрезвычайной популярностью. Постоянным автором рубрики был литератор Алексей Красноперов, известный исследователь жанра авторской песни, более всего — творчества Владимира Высоцкого (по традиции более известный всей стране, чем родному городу). Пожалуй, все авторы и исполнители Ижевска и Удмуртии обязаны ему тем, что их биографии включены в российские и зарубежные энциклопедии бардов в Сети — материалами Алексея пользовались составители со всего мира.
Добавим, что клуб ИМИ «Колесо» держал тогда высочайшую планку жанра авторской песни не только в Ижевске, но и за пределами республики. Знатоки и корифеи модного тогда жанра из других городов не раз удивлялись: «Странная атмосфера в этом заводском городе...Бардов много везде, везде есть хорошие голоса и гитаристы, но почему-то именно в Ижевске приходится какое-то невероятное количество авторов на количество исполнителей».
В 1987 году, уже в эпоху гласности и перестройки, «старички» из распавшегося к тому времени «Ижика» еще собирались вместе, чтобы отметить день рождения Владимира Высоцкого... 8 сентября в 2018 году в Ижевске Открытом саду состоялся гала-концерт Школы ижевских бардов «мы живы, покуда поем!», посвященный 40-летию клуба «Ижик».
И разлетевшиеся по городам и работам ветераны «Колеса», тоже не забыли песен своей молодости. Так, авторы и исполнители легендарного «Колеса» Иван Васильев, Александр Костромин, Марина Морева, Наталья и Владимир Конюховы, Анна Тасмаева, Александр Липатов, Юрий Бяков, Дмитрий Павлов, Игорь Зорин встречались на концертах в библиотеке имени Некрасова на заседании другого клуба — «Путешествие дилетантов в русскую словесность», а в августе 2018 даже пели на сцене родного вуза. Добавим, что традиции авторской песни многие годы хранил и поддерживал студенческий фестиваль в Галево «Барды Галевуда», а затем — музыкально-поэтический клуб ИжГТУ «Живой звук», под руководством известного автора и исполнителя, организатора популярного фестиваля «Бабушкина дача» Владимира Мирошкина.
На фотографии: КСП «Ижик» и «Колесо» разных лет
*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М.Т. Калашникова