22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Официальная история ИМИ-ИжГТУ достаточно хорошо известна: написаны о ней книги и замечательные мемуары, есть в университете документальный архив, большие собрания музейных экспонатов, фотографий и фильмов.
Но 70 лет — это целых 25 567дней! А в каждом из них — великое множество действующих лиц и самых разных событий, из которых и складывалась одна общая судьба, большая жизнь университета. Рассказать обо всех ее героях и обо всем, что было — просто невозможно, но зато можно вспомнить отдельные, известные или всеми забытые, счастливые, удивительные или драматичные истории, в которых, как в капле воды, отразилась вся полноводная река времени*.
В пятидесятые годы XX века в СССР началась «целинная эпопея». Программа освоения целинных и залежных земель была разработана в 1953 году, а 2 марта 1954 года вышло и соответствующее постановление Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Через месяц в отдалённые районы Российской СФСР и Казахской ССР прибыли первые целинники и начались работы по распашке земель и строительству новых посёлков. В 1954 −1955 гг. в Казахстане было поднято 18 миллионов гектар земель.
На освоение целины вызвались поехать около 5 тыс. юношей и девушек Удмуртии, в степях Казахстана появился совхоз «Ижевский». Одними из первых целинников стали и студенты Ижевского механического института.
В 1956 году ЦК КПСС обратился к комсомолу с призывом оказать помощь в уборке первого целинного урожая — не хватало рабочих рук для погрузки зерна в вагоны, не было элеваторов для его хранения. Наши студенты-целинники вспоминали, что, когда ехали в вагонах по Казахстану, часто видели около железнодорожных станций длинные бурты прошлогоднего зерна, ссыпанного прямо на землю, уже почерневшего, с зелеными ростками прорастающих побегов перезимовавшего под снегом зерна...Целинный хлеб надо было спасать.
Итак, первый отряд ИМИ — 150 «механиков», командир отряда — Валера Ведерников. На целине проявился его талант организатора, и осенью 1956 года его избрали секретарем комитета ВЛКСМ. Окончательный отбор в отряд проводил Азинский райком ВЛКСМ, выдававший комсомольскую путевку, старались подобрать для работы студентов из деревень, или имеющих опыт сельскохозяйственных работ.
Кстати, нашлись и ребята из ИМИ, которые не попали в отряд и самостоятельно приехали в совхоз — Берестов Борис, Бобылев Владимир и Фаина Онискевич.
Провожали студентов на вокзале торжественно, с оркестром. Ехали долго, часто стояли на перегонах, играли в волейбол, читали книги, любовались природой. На место- это совхоз «Вишневский» Акмолинской области прибыли ночью, погрузились на грузовики и — сразу на зерноток в чистое поле. На следующий день установили палатки.
Первое время занимались сенокосом, вручную косили траву, сгребали её в копны, а затем скирдовали, ждали, когда созреет урожай. С началом уборки мужчин разделили между комбайнерами, помощниками и копнителями, кто умел работать на тракторе, — стали трактористами. Вскоре очень многие научились неплохо водить машины. Девушки работали на зернотоке, ворошили зерно лопатами, чтобы оно быстро подсохло.
Работали круглые сутки, хотя молодость брала своё: вечером устраивались танцы под патефон или гармошку около костра или под луной, пели песни. Пищу готовили девушки-повара в больших котлах на костре. В основном питались мясом и молоком, хлеб и воду привозили из совхоза.
Перед отправлением домой всех студентов рассчитали в правлении совхоза, в среднем начислили 1350 рублей (для сравнения цены 1951 года: спортивный костюм (школьный) — 27 р, пионерский галстук — 5 р 50 к, 150-200 р — путёвка в пионерлагерь, средняя зарплата — 500-600 р, зарплата инженера — 900-1200, зарплата уборщицы — 200 р, колбаса ливерная — 3 р за один кг, голландский сыр — 32 р за один кг, бутылка водки — 27р 50к, хлеб чёрный — 1 р 30 к, белый — 2 р 50 к, булочки — 60-70 к, пирожное — 2 р 20 к).
Домой возвращались в комфортабельном пассажирском вагоне, 4 ноября целинников торжественно встречали на вокзале. Многие студенты тогда были награждены почетными грамотами ЛКСМ Казахстана.
Из воспоминаний преподавателя ИМИ Г.М.Анисимовой:
«В 1956 году я вместе со студентами института поехала убирать урожай. 100 студентов различных курсов, руководителями — старшекурсники. Приехали ночью, механический институт отправился в совхоз „Вишневский“ — 23 км от станции. Ранним утром все уже были на зернотоке и разделились по бригадам. Две недели я работала на уборке сена, а затем, перешла на уборку зерна и помидор. С 7 часов утра- на уборке помидор, с 7 часов вечера до 12 ночи — разгружали зерно, сортировали и снова грузили в машины, которые увозили в зернохранилище. Вместе со мной работала Римма Федоровна Кузнецова, наш бессменный повар. Кстати, ели мы хорошо — многие приехали с целины, прибавив в весе 5 −10 кг.»
В 1957-1958 гг. на целину уже отправился трёхтысячный отряд юношей и девушек Удмуртской республики, и студентов среди них было в два раза больше. Как правило, это были 1-2 курсы, т.к. старшекурсники проходили различные виды практики.
1957 год — это совхоз «Днепропетровский» Атбасарского района, километров 250 от станции Атбасар и соседний Балкашинский район. Работала молодежь на уборке хлеба и на стройках до 10 октября. Посланцы Удмуртии построили 23 жилых дома, несколько школ, столовых и производственных помещений, работали по заготовке сена, силоса, по ремонту и животноводческих помещений.
В этом же году приключилась и романтическая история, о которой долгое время в ИМИ рассказывали вполголоса. Местный механизатор влюбился в студентку из 5-го отряда, который работал в совхозе «Днепропетровский», и она в него тоже. Друзья свозили молодоженов в загс в районный центр Атбасар. Привезли спиртное из Джамбула (300 км от лагеря!), поскольку в летнее время на целине действовал «сухой закон». Студенты жили в палатках, построенных из тростника, свадебный стол накрыли в открытом поле, около палаток, развели костры. И вот, глубокой ночью вспыхнул пожар, полыхнули палатки, целый отряд оказался под открытым небом... Рано утром приехал директор совхоза, привез погорельцам брезентовые палатки, рабочую одежду, и к приезду руководителей сводного отряда студенты возвели новый палаточный стан. Начальство никаких следов ночного пожара не обнаружило, и решили, что информация о нем была ошибочной.
В середине сентября 1957-го, в самый разгар уборки, пошли затяжные дожди, 18 сентября выпал снег. Тем не менее, ударные работы не прекращались: на Доску Почета удмуртского отряда были занесены дружная организованная бригада Петра Мокиенко (ИМИ), отряд № 10 УГПИ (командир Ю. Копысов) и бригада, которой руководил Г.В.Ломаев (ИМИ).
За активное участие в уборке пятого целинного урожая почти 250 студентов института были награждены правительственными наградами: медалями «За освоение целинных земель», значком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель», Почётными Грамотами ЦК ВЛКСМ и комсомольских органов Казахстана. Каждому был вручён благодарственный лист ЦК компартии Казахстана, Президиума Верховного Совета Казахской ССР, ЦК ЛКСМК. Весь отряд из Удмуртии был признан победителем в социалистическом соревновании среди десятков сводных отрядов на уборке урожая в Казахстане, отряду было вручено памятное Красное Знамя ЦК ЛКСМК.
Из воспоминаний И.И. Янченко:
«В 1958 году добровольцы 1-2 курсов по призыву комитета комсомола в летние каникулы отправились на целину (с июня по ноябрь). Отправляли, как на войну: в товарных вагонах с двухъярусными нарами. Отряд из студентов нашей группы и двух групп 2-го курса, был направлен в колхоз им. Тельмана Атбасарского района Акмолинской области.
Командиром отряда был Вася Шаронов, а я был комиссаром. Работа была разная: подручным на тракторах, комбайнах, сеялках, уборка и стогование соломы и сена, полевые работы по уборке овощей и зерна, в кошарах по заготовке кизяка.
Кормили до отвала — по барану в день и много молока. Готовили и кормили весь отряд наши девочки — Татьяна Пахомова и Валя Князева, которые крутились у костра от зари до зари. Спали на полу на матрасах, набитых сеном или на нарах в саманном хранилище на полевом стане без окон и дверей. Когда шел снег, то на подушке оставалось темное пятно от головы на белом фоне.»
Ходили слухи, что на целине зарабатывали большие деньги. Нам платили за трудодень 1 р. деньгами и 2 кг хлеба. Заработанных денег хватило на проезд домой в цивильном вагоне, а на деньги, полученные за сданный в Ижевске хлеб, я купил демисезонное пальто вместо шинели, в ней и ходил в институте весь первый курс.
Вспоминает Сергей Николаевич Селивановский:
«Июнь 1957 года. Только что сданы экзамены за первый курс, мы, большой отряд студентов-добровольцев Механического института едем на целину. Атбасар — конечный пункт. Затем 100 километров на грузовиках и мы — в совхозе им. Ленина. Здесь для нас было много нового и непривычного — бескрайние степи, отсутствие в поселке воды, которую привозили каждый день за десятки километров.
Поселили нас в клубе, девушек на сцене за занавесом, ребят — в зале. Большинство студентов работали на уборке урожая подсобными рабочими на зерноскладах, помощниками комбайнеров, но были созданы также несколько бригад строителей. Девять человек из двух групп факультета М — Е. Малахин, Р. Рябов, Н. Смирнов, В. Пономарев, А. Ханжин, Е. Крюков, И. Кадыров, В. Юдин и автор этих строк образовали бригаду по строительству кошар — больших сооружений для овец. Но через пару недель мне, как окончившему техникум, предложили работать на пилораме подсобным рабочим. После того, как мне удалось восстановить сломанный трактор, наш мастер А.Стельмах, немец по национальности, предложил мне работу моториста и тракториста. Подсобными рабочими стали В.Пономарев, И.Кадыров, Н.Смирнов.
Работа была тяжелой: целый день под палящим солнцем закатывать толстые бревна на пилораму, толкать их к пилам, оттаскивать полученные доски и грузить их на машины. Диаметр бревен до 0,7 — 0,8 метра, а она была рассчитана на 0,6 метра.
Однажды вышел из строя конический редуктор трактора, через который приводилась в действие пилорама. Наш мастер объехал почти весь Атбасарский район, но нигде не смог достать сломанную коническую шестерню. Я решил попробовать изготовить ее своими силами.
Начертил эскиз, по нему токарь из лучшей стали, какую могли найти в совхозе, изготовил заготовку шестерни. Я с помощью сверлильного станка и ножовки вручную стал выпиливать зубья. Вернулся мастер, обрадовался, увидев, как работает собранный редуктор, но через несколько часов моя шестерня сломалась, что и следовало ожидать, — никто не знал, из какой стали она была сделана. В итоге мы сняли двигатель с брошенного комбайна (1956 году на целинных землях был очень большой урожай, работала целая дивизия солдат с автомашинами, а комбайны после поломок бросали прямо в поле, ремонтировать было некому) и установили его на раму, которую по нашим эскизам изготовили в местной МТС. Вскоре пилорама заработала лучше, чем с трактором «Беларусь», поскольку двигатель комбайна был более мощный.
Жили дружно и весело: вечерам слушали радио (телевизора не было), устраивали танцы, пели песни, смотрели фильмы, которые нам часто привозили в совхоз, даже получали институтскую газету «Механик на целине».
Быстро пролетели три месяца и в начале октября мы ехали домой, но уже с комфортом в плацкартных вагонах. Многие неплохо заработали, сбылась и моя мечта — я купил авометр, которым пользуюсь до сих пор. В 1956 году в Ижевске было начато черно-белое телевизионное вещание, многие мечтали купить телевизор, мечтали и мои родители, — хотя бы КВН-49 с линзой, заполняемой водой. Заработанные деньги позволили осуществить и эту мечту.»
*Песня «механиков» — целинников
Товарный большой эшелон,
Студентов угрюмые лица,
Идёт за вагоном вагон
ИМИ провожает столица.
От тряски болели бока,
Ревела стихия степная,
А в дымке вставал Атбасар —
Столица целинного края.
Студент бородою оброс,
Девчата свой блеск потеряли,
Бедняжки, мне жаль вас до слёз,
О, как вы от жизни отстали.
Морщинки у глаз и у рта
Знакомым, родным в удивленье,
Верните весну мне сюда,
Отдайте назад заявленье.
Вот кончу родной институт,
Мне званье большое присудят,
Пришлю я декана сюда
Работать копнильщиком будет.
Рассказывает Василий Яковлевич Дерр, доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой матанализа УдГУ и первокурсник- целинник ИМИ 1958 года:
«Как-то я забрел совершенно случайно в комитет комсомола, где меня тотчас же спросили: «Ты написал заявление, что хочешь поехать на целину? Нет? Так садись и пиши.»
Мы попали в деревню Максимовку Балкашинского района Акмолинской области. Большинство жителей этой деревни были немцы, тоже бывшие спецпереселенцы. Нас разместили по группам. Помню, что в Максимовку попала 11 группа (Орефков), 14-я группа (Виталий Колпаков, Игорь Зверев, Боря Лопаткин и Адик Хоттмахер), наша 13-я группа (10 человек) и, кажется, еще какая-то. Старшим всего этого отряда был Головизнин (третьекурсник),
Вся наша десятка жила на полевом стане в вагончике, поделенном на две секции. В одной жили девушки (Люда, Эмма, Люба Маслова и Галка Зотина), в другой — Гелька Ломаев, Толя, Борис, Женя Кислицын, Валера Дубровин (попросту — Дубрик) и я. Было еще место для нашего шефа Головизина, когда он приезжал. На полевом стане было еще несколько сооружений, в том числе и столовая, где мы обедали первое время. До наступления уборки могучего целинного урожая, нас чем только ни занимали: мы пололи картошку, вырывая просо, работали на строительстве клуба в самой Максимовке, кажется успели построить целый этаж.
Наконец, наступила уборка. Четверых из нас (в том числе и меня) поставили на копнители (комбайны были прицепными). Нашей задачей было вилами разбрасывать равномерно по всему копнителю обильно поступающую из комбайна солому и вовремя нажимать на педаль, чтобы кучи соломы лежали в одном ряду. Работать приходилось «от росы до росы», еду нам привозили прямо на поле. Место, где надо было стоять копнильщику было достаточно узким, нас бросало из стороны в сторону, бока были изрядно помяты и долго потом болели.
... Мы оставались на целине до 15 октября. Несмотря на это, 1000 гектаров пшеницы в одном только нашем совхозе осталось под снегом. И какой пшеницы! Она называлась «Гордеформой» и была высокоурожайной, обладала и другими высокими качествами.
Возвращались назад в плацкартных вагонах, денег, правда заработали значительно меньше, чем говорили нам старшекурсники. Но купил себе первый в жизни плащ, который проносил лет 10. Гелька, Борис и я, в один день 20 октября 1958 года купили часы «Нева», которые я проносил 17 лет, а потом просто потерял. Зимой мы еще получили деньги за зерно, на которые я купил себе костюм, тоже первый в жизни.
Нам на группу дали одну медаль «За освоение целинных и залежных земель», которую мы единодушно решили отдать Геле Ломаеву. И еще: с целины мы привезли несколько песен, возможно от московских студентов. В числе этих песен была и «Они стояли на корабле у борта...», которая стала чуть ли не гимном нашего выпуска.
ОНИ СТОЯЛИ НА КОРАБЛЕ У БОРТА...
Они стояли на корабле у борта,
Он перед ней — с протянутой рукой.
На ней — красивый шелк, на нем — бушлат потертый,
И говорил он ей с улыбкой и мольбой.
Он говорил ей: — Туда взгляните, леди,
Там в облаках витает альбатрос,
Я верю, что любовь моя нас приведет к победе,
Хотя вы леди, а я простой матрос!
Припев:
А море грозное ревело и стонало,
На скалы черные летел за валом вал,
Как будто море чьей-то жертвы ожидало,
Стальной гигант кренился и стонал!
Но на призыв влюбленного матроса
Сказала леди: «Нет!» — потупя в море взор.
Любовь вскипела в нем, как крылья альбатроса,
И кинул леди он в бушующий простор!
В завершение добавим, что и будущий ректор ИМИ, доктор технических наук, академик и профессор Алексей Матвеевич Липанов — тоже целинник, был в свое время отмечен благодарностью ректора и награждён медалью «За освоение целинных и залежных земель». И впервые его судьба, студента физического факультета Томского госуниверситета пересеклась с судьбой «Механа» именно в далеком Казахстане в 1956 г., на уборке урожая. Кстати, там же, на целине у талантливого студента Алексея Липанова родилась идея создания универсальных мельниц для измельчения сельскохозяйственного сырья, которая, спустя 50 лет, была успешно реализована.
На фотографиях: отъезд удмуртской молодежи на целину, 1956 год; «механики» по дороге на целину, июнь 1957 года; строительство кошары; работа на пилораме, 1957 год; удостоверение к значку «За освоение целинных земель»; медаль «За освоение целинных земель»; современный памятник при въезде в город Атбасар, на постаменте — год начала освоения целины.
*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М. Т. Калашникова