22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Официальная история ИМИ-ИжГТУ достаточно хорошо известна: написаны о ней книги и замечательные мемуары, есть в университете документальный архив, большие собрания музейных экспонатов, фотографий и фильмов.
Но 70 лет — это целых 25 567дней! А в каждом из них — великое множество действующих лиц и самых разных событий, из которых и складывалась одна общая судьба, большая жизнь университета. Рассказать обо всех ее героях и обо всем, что было — просто невозможно, но зато можно вспомнить отдельные, известные или всеми забытые, счастливые, удивительные или драматичные истории, в которых, как в капле воды, отразилась вся полноводная река времени*.
«Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе...»
Булат Окуджава
Сколько людей за 70 лет своего существования объединил и собрал в своих стенах наш «Механ», сколько человеческих судеб связано с ним неразрывно? По примерным подсчетам — около сотни тысяч.
При этом, в силу оборонной специфики, Ижевск никогда не был тихой глубинкой, как и его технический вуз- в полном смысле провинциальным. Вовлеченные в события и процессы, значимые для всей страны, связанные со столичными городами, они и людей собирали со всей страны, не взирая на расстояния, различия и самые разные обстоятельства. Для них, «заезжих музыкантов», Ижевск и «Механ» — становились судьбой...
Сегодня герой нашего рассказа — Николай Сергеевич Голубков, первый очный аспирант в истории ИМИ. Он родился в 1930 году в Москве. Голубковы — потомственные дворяне, которым дворянство пожаловано было еще Петром I. Многие занимали высокие посты в церковной столичной иерархии: дед Николая Сергеевича долгое время состоял московским протоиереем, хотя, после 1917 года это по понятным причинам, скрывали.
Довоенное детство Коли Голубкова прошло на Третьей Мещанской, в старых московских двориках, отец- главный инженер-теплотехник института РОССТРОМПРОЕКТ, а мама — начальник химической лаборатории Московского авиационного завода.
Дядей Николаю доводился известный в 20-х годах минувшего века Николай Александрович Степной — писатель, путешественник и военный Н. Степной (настоящая фамилия — Афиногенов Николай Александрович). В частности, Н. А. Степной оставил отечественной литературе очерки и воспоминания о своих встречах с М. Горьким, К. Гамсуном, В. Лениным. Он дружил со многими московскими писателями и поэтами: Константином Фединым, графом Игнатьевым, Борисом Полевым, Лидией Сейфуллиной, Ильей Эренбургом и многими другими. У сына Степного была дача в Переделкино, своего рода клуб в городке писателей. Сюда заходили «на огонек», композитор Сергей Прокофьев, писатели Лев Кассиль, Вера Инбер, Сейфуллина, Эренбург, Федин.
Близким другом Николая Степного был и Сергей Есенин. Поэт часто гостил у Степного, читал свои новые стихи. В семье московских Голубковых даже хранился «свидетель» этих встреч — старинное кресло, которое сломал Есенин, забравшись на него и декламируя: «Пейте, пойте в юности, бейте в жизнь без промаха...». В 2002 году кресло было передано в фонд московского музея Сергея Есенина.
Войну Николай провел в эвакуации в селе Старая Вичуга Ивановской области. Учился в 4–6-м классах и работал в колхозе, где работали только женщины и дети. А после войны доучивался в московской школе N№ 239, рядом с Госцирком на Цветном Бульваре. Три года сидел за одной партой со знаменитым писателем Аркадием Вайнером. Ходил в автокружок при Доме пионеров, потом в Клуб юных автомобилистов, участвовал в мото- и автосоревнованиях, занимал призовые места, а летом 1946-го даже отправился в первый послевоенный двухнедельный автопробег по Золотому кольцу.
Увлечение автомобилями было настолько сильным, что вопроса о выборе института просто не существовало: конечно, Московский автомеханический, факультет автомобильных двигателей.
В то время в Московском автомеханическом институте работала целая плеяда ведущих ученых. Теорию автомобиля преподавал академик Е.А. Чудаков, теорию двигателей внутреннего сгорания — профессор И.М. Ленин. Профессор Л.Н. Решетов вел теорию машин и механизмов, графику преподавал В.О. Гордон, а детали машин читал профессор Б.А. Пронин. Студенческая жизнь кипела: студент Голубков занимался в научном студенческом кружке, конькобежным спортом, лыжным бегом, стрельбой из спортивного пистолета. Летом — соревнования по плаванию в Москве-реке, в Серебряном Бору, авто- и мотогонки, соревнования по фигурному вождению автомобиля. В 1951 году получил собственные права, и с приятелями отправился на автомобиле в путешествие по Украине и Крыму. Ну, конечно же, — театр, почти все премьеры Большого, Малого, на концерты в зале Чайковского и Большой зал консерватории.
В 1953 году Николай Сергеевич с отличием окончил институт.
При поддержке Москвы, руководство молодого ИМИ тогда добилось права привлекать в свой вуз на конкурсной основе преподавателей из МВТУ им. Баумана, Ленинградского «Военмеха», Свердловского УПИ, Казанского авиаинститута и др. и неудивительно, что молодой специалист получил распределение в ижевский «Механ».
Предлагали Голубкову и работу на кафедре графики в МАМИ, но Николай отказался: двигателисту очень хотелось поработать ...на кафедре танковых двигателей в ИМИ.
К тому же, на самом деле Ижевск был не чужим. В годы эвакуации здесь жила и работала его бабушка, А.И. Доброхотова — член-корреспондент Академии медицинских наук, создатель школу педиатрии в Ижевском медицинском институте. Александра Ивановна тепло вспоминала об Ижевске и ижевчанах и посоветовала не отказываться от назначения.
В ИМИ молодого москвича встретили по-дружески, вот только кафедры танковых двигателей в институте не оказалось. Зам. директора по научной работе В.Н. Журавлев предложил кафедру графики. Николай мог бы вернуться... но не было денег на обратную дорогу. Он остался.
В первый год работы на кафедре новоиспеченный преподаватель вел только практические занятия. Чтобы читать новый курс, пришлось сесть за институтские конспекты по деталям машин, прослушать вместе со студентами все лекции профессора Н.В. Воробьева, а в зимние каникулы — махнуть в командировку — во все ведущие технические вузы Москвы...
В 1956 году в ИМИ была организована аспирантура под руководством профессора Воробьева, и Н.С. Голубков стал самым первым очным аспирантом в истории вуза. Материал его диссертации был основан на теории пространственных зацеплений, где предполагались очень громоздкие вычисления — их приходилось выполнять долго и утомительно на арифмометре «Феликс». Консультантом соискателя стал Б.Д. Зотов, который приехал в Ижевск на кафедру ТММ после окончания аспирантуры в Ленинградском политехе. Сама защита проходила в Уральском политехническом институте, в Совете по защите — 40 человек! Он не только защитился успешно, это была первая в СССР и — в мире (!) кандидатская диссертация по спироидным передачам!
В Ижевске молодой ученый встретил свою судьбу, и породнились московские дворяне с ижевскими... Супруга профессора- Ада Николаевна — (в девичестве- Трухина) — кандидат искусствоведения, музыковед, член Союза композиторов. Трухины — одна из старинных фамилий в Ижевске. Оружейник Афанасий Никифорович Трухин ездил на обучение в Германию, в 1900 году образец винтовки, в изготовлении которого он участвовал, получил «Гран-при» Всемирной выставки в Париже. Помогал открывать при заводе школу хорового пения и бесплатную библиотеку-читальню для рабочих, театр в Главном корпусе завода, под башней. Его жена в собственной мастерской по пошиву одежды создавала все костюмы для постановок заводского театра, — деньги давали местные меценаты, и в костюмах использовали даже натуральный мех и полудрагоценные камни. Именно ей завод заказывал пошив кафтанов для отличившихся оружейников.
Старшая дочь Афанасия Никифоровича, Анна, выпускница Бестужевских курсов в Москве, в 1912 году вышла замуж за преподавателя математики Савву Меркурьевича Носкова, он из удмуртских староверов. В годы революции Савва Меркурьевич эмигрировал в Канаду, отправил и своей жене документы, но уехать ей не удалось. Анна Афанасьевна больше не вышла замуж, всю жизнь прожила в Ижевске, работала в Институте усовершенствования учителей. Кстати, именно она впервые посадила в Ижевске помидоры (!) — привезла семена из Москвы...
Брат Анны Афанасьевны, Николай пытался эмигрировать, но добрался только до Владивостока, работал на заводе и учился сварке. Вернулся в Ижевск, работал вместе с конструктором Петром Можаровым над производством мотоциклов «ИЖ-1», гонял по городу на «железном коне» с серийным номером «2». В 1937 году его репрессировали, в Воркуте переболел цингой и туберкулезом, но выжил и вернулся в Ижевск. Работал в мастерской, занимался сварочными работами и до старости ездил на мотоцикле. Реабилитирован еще при жизни, в 60-х годах.
Супруга Николая Афанасьевича — Людмила Александровна Копылова, выпускница ижевской женской гимназии и медфака Пермского государственного университета, терапевт во Второй городской больнице и во врачебно-экспертной комиссии, заслуженный врач Удмуртии.
Николай Сергеевич Голубков служил верой и правдой родному для него институту 55 лет! Стаж- достойный не просто уважения! С 1953 года — ассистент кафедры начертательной геометрии и черчения, затем — ассистент кафедры деталей машин и ПТМ (подземно-транспортных машин)- с 1956 по 1959 гг. Потом — старший преподаватель кафедры ДМиПТМ (1959-1963гг), доцент той же кафедры (1963-1964 гг.). В августе 1964 года Н. Голубков становится по совместительству деканом заочного факультета ИМИ, с декабря 1973 года — временно исполняет обязанности завкафедрой ДМ и ПТМ вместо ушедшего на заслуженный отдых самого, пожалуй, уважаемого в Ижевске профессора Николая Васильевича Воробьева.
В конце 1978 года у кафедры Н. С. Голубкова появилась серьезная тема: «Надежность зубчатых передач бумагоделательных машин». Тогда же сотрудники ИМИ выполняли по договору и работу «Теоретические основы профилирования бумагорезательного инструмента» ...
А еще- Николай Сергеевич активно занимался методической работой, а еще и общественной — в 1963 году избирался депутатом районного Совета.
Долгие годы продолжал заниматься спортом: участвовал в институтских лыжных кроссах, увлекался яхтспортом; с увлечением занимался фотографией. Вырастили — выучили двух дочек, обе- в Ижевске.
Когда возраст Николая Сергеевича подбирался в 70-летней черте, в России началось нашествие компьютеров.! Он со свойственной ему основательностью и азартом к познанию всего нового, приобрел полный набор необходимой аппаратуры и начал осваивать ее всерьез. Домашний компьютер он без конца «апгрейдивал», дополнял новыми блоками и устройствами, и по признанию специалистов, — в итоге обладал весьма «навороченным» экземпляром.
В 2002 году Н.С. Голубкову присвоили звание «Почетный профессор ИжГТУ».
В день похорон (Николай Сергеевич скончался 15 июня 2008 года) проводить профессора в последний путь пришли, наверное, тысяча (!) студентов — несмотря на то, что беда случилась во время сессии, в горячую пору экзаменов...
На фотографиях: профессор Николай Сергеевич Голубков
*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М. Т. Калашникова