22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Официальная история ИМИ-ИжГТУ достаточно хорошо известна: написаны о ней книги и замечательные мемуары, есть в университете документальный архив, большие собрания музейных экспонатов, фотографий и фильмов.
Но 70 лет — это целых 25 567дней! А в каждом из них — великое множество действующих лиц и самых разных событий, из которых и складывалась одна общая судьба, большая жизнь университета. Рассказать обо всех ее героях и обо всем, что было — просто невозможно, но зато можно вспомнить отдельные, известные или всеми забытые, счастливые, удивительные или драматичные истории, в которых, как в капле воды, отразилась вся полноводная река времени*.
Коллектив любого вуза — это не только те, кто учит и учится, не только преподаватели и студенты. Библиотекари, бухгалтеры и кадровики, лаборанты и хозяйственники, коменданты общежитий и работники столовой, мастера ремонта всего и вся, сторожа и охрана, уборщицы, — без сотрудников вузов не бывает! И в истории «Механа» осталось имя самого первого из них — Урванцева Николая Сергеевича, шофера первого класса и первого сотрудника, принятого на работу в ИМИ в 1952 году.
Николай Урванцев родился 12 февраля 1917 г. в деревне Деяново Кировской области Шурминского района. По реестру селений за 1891 год в Деяново, что на реке Озинерка (Кизерка), обитало около 200 жителей — крестьян и сплавщиков. Восемь из них — носили фамилию Урванцовы. Шли годы, что-то менялось — росла сама деревня, появилось Уржумское сплавное агентство, и представителей фамилии в Деяново стало больше, и произносится и записываться она стала привычнее для наших мест — Урванцевы. Один из родственников нашего Урванцева даже прославит свою фамилию, став Героем Советского Союза: сплавщик и младший лейтенант Яков Ерофеевич Урванцев со своим взводом в 1943 году первым форсирует Днепр...
А в 1928 году наш коллега, Николай Урванцев, окончив в родной деревне четыре класса начальной школы, вступил в колхоз и работал трактористом до 1938 г. В сентябре 1938 г. он был призван в ряды Красной Армии. Служил молодой тракторист на Дальнем Востоке, на Маньчжурской границе. Здесь, при воинской части, он окончил полковую школу, получил специальность механика-водителя. Но грянула война... Младший брат Николая Сергеевича, пограничник, который был призван в армию в 1940-ом, погиб уже в июле 1941-го...
Первые годы войны Н.С. Урванцев продолжал служить на Дальнем Востоке, а в начале 1943 г. был направлен на 4-й Украинский фронт 14-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва, в составе которого принимал участие в освобождении Белоруссии. Был ранен, после госпиталя вернулся на фронт, в родной полк. Участник боев на 4-ом Украинском, Белорусском, Прибалтийском фронтах, освобождения Румынии, Польши, дошел до Германии. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», пятью юбилейными медалями, — так говорится в его служебной анкете. Добавим, что на сайте наградных военных документов времен войны «Память народа» за Николаем Сергеевичем «числится» еще и Орден Славы III степени...Кто знает, бывало, что награда так и не приходила к своему герою...
В популярной песенке фронтового шофера, которую, конечно, знал и Николай Сергеевич, есть такие слова: «Эх путь-доpожка фpонтовая, Hе страшна нам бомбёжка любая, А помиpать нам pановато, Есть у нас еще дома дела...». И Николая Урванцева ждали дома большие дела ...
После демобилизации 8 ноября 1945 г. гвардии сержант Урванцев приехал в Ижевск, работал шофером на лесобазе, в редакции газеты «Советская Удмуртия» и в Октябрьском райисполкоме. А в мае 1952 г. — был принят на работу в Ижевский механический институт на должность шофера первого класса грузовой машины. В этот период при институте создавалась автотранспортная группа в составе нескольких машин: легковая машина «Победа», ЗиЛ-150, ГАЗ-51, ЗиС-5 «Урал». Н.С. Урванцев работал на машине ЗиС-5 «Урал».
Ветераны ИМИ вспоминают, что Николай Сергеевич был не просто водителем-механиком, а, что называется, «шофером от бога» и мастером на все руки. Его ЗиС-5 «Урал» всегда находился в рабочем состоянии и исправно служил нуждам института. Когда ресурс машины был выработан, Николай Сергеевич не стал требовать новый автомобиль, а — восстановил машину, используя необходимые запчасти со «старенького» ЗиСа «Урал», полученного по договору директора ИМИ В.П. Остроумова у директора Мотозавода генерала В.И. Фомина.
Особенно тяжелым для работников институтского автопарка был зимний период: в отсутствии гаража приходилось поддерживать машины на ходу подручными средствами. Сам Урванцев рассказывал, что это продолжалось долгих 19 лет: «Зимой приходил на работу в 5 часов утра, включал электротитан и грел воду. Нагрев 3-4 ведра, заливал эту воду в отопительную систему, прогревая двигатель. Только в 1970 г., после того, как мы получили тепло от ТЭЦ-1, у нас появилась возможность за счет части бывшей котельной института иметь теплый гараж». Но разве бывалого фронтовика таким удивишь...
Даже выйдя на пенсию, когда по состоянию здоровья Николай Сергеевич уже не мог сесть за баранку, он продолжал работать в транспортной службе института — вплоть до 1990 года! Н. В. Урванцеву было присвоено звание «Почетный ветеран института».
На фотографии: Николай Сергеевич Урванцев
*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М.Т. Калашникова