22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Официальная история ИМИ-ИжГТУ достаточно хорошо известна: написаны о ней книги и замечательные мемуары, есть в университете документальный архив, большие собрания музейных экспонатов, фотографий и фильмов.
Но 70 лет — это целых 25 567дней! А в каждом из них — великое множество действующих лиц и самых разных событий, из которых и складывалась одна общая судьба, большая жизнь университета. Рассказать обо всех ее героях и обо всем, что было — просто невозможно, но зато можно вспомнить отдельные, известные или всеми забытые, счастливые, удивительные или драматичные истории, в которых, как в капле воды, отразилась вся полноводная река времени*.
21 июля 1941 года в 17. 00 четыре эшелона Люфтваффе пошли на Москву: более двухсот фашистских самолетов на город, который тогда весь умещался в пределах кольцевой железной дороги...
«На подлете» противника обнаружил боевой расчет радиолокационной станции «РУС-2» войск ПВО под Можайском — «радиоулавливатели самолётов» молодого советского инженера Ощепкова. Фашистов встретили наши зенитки, в небо поднялись истребители. Бой продолжался пять часов, и, потеряв 20 самолетов, армада развернулась прочь от Москвы...
Об этом сражении нечасто вспоминают учебники, но практическое и идеологическое значение этой победы — из тех, что определяли исход войны. За двадцать дней до московского воздушного боя инженер Ощепков был арестован как германский шпион.
Наш земляк, Паша Ощепков родился 24 июня 1908 года в д. Зуевы Ключи Каракулинского района. Перед первой мировой мать с семилетним сыном покинули деревню, где «недород шел за неурожаем», и пошли пешком вверх по Каме в сторону уральских заводов, к Ижевску. Вскоре в дороге мать умерла, и Паша остался один. Он скитался по разоренной стране от Поволжья до Дербента, а однажды снова оказался в Прикамье, где революционный матрос доставил беспризорника в детский приемник.
В Шалашинской школе-коммуне 12-летний Пашка научился читать... А после поездки трудкоммуновцев на Волховскую ГЭС, у него родилась мечта: стать инженером — электриком. Потом был техникум в Перми, житье в ночлежке, и была судьбоносная встреча с Надеждой Константиновной Крупской в комиссариате народного просвещения, куда была направлена рекомендация Ощепкову после окончания им рабфака в г. Перми.
Еще в пору «скитаний», Павлу довелось слушать лекцию Крупской на Камском агитационном пароде «Красная звезда». С мальчишками он крутился под экраном немого кино в надежде увидеть тех, кто бегает за экраном. При встрече он рассказал об обстоятельствах этого давнего знакомства. Оказалось, и Крупская не забыла любопытных мальчишек, посыпались вопросы, воспоминания, и она взялась хлопотать за молодого человека: позвонила в Замоскворецкий райком комсомола, попросила устроить выпускника рабфака в общежитие института народного хозяйства имени Плеханова и посодействовать ему поступить на электротехнический факультет. Так сбылась первая мечта Павла Кондратьевича.
И была работа землекопом, и в кабельных сетях Мосэнерго. Экстерном, сдавая в одну сессию программу нескольких курсов, Павел в 3 года закончил Московский энергетический институт, работал на Ивановско-Вознесенской электростанции, служил в Красной Армии... В 1932 году артиллерист Ощепков 32 —го Псковского зенитного полка изложил командиру собственную идею применения эффекта отражения радиоволн в ПВО для обнаружения самолетов. Комполка доложил об изобретении в Наркомат обороны и Ощепкова вызвали в Москву, в Главуправление ПВО РККА.
Как известно, эффект отражения радиоволн открыл А.С. Попов в 1897 г. Но технически использовать удивительный эффект для «дальнего видения» никому не удавалось: волны рассеивались и на объект локации попадало меньше одной миллиардной части. В начале 30-х в СССР над идеей радиолокатора работали несколько групп ученых: в Центральной радиолаборатории, на заводе № 209 им. Коминтерна, группа ЛФТИ до ареста в августе 1937- го работала под руководством Ощепкова. Так сложилось, что его лабораторию поддерживал маршал Тухачевский, известный энтузиаст технического перевооружения армии. Высокое это покровительство и обернулось для П. К. Ощепкова бедой: он (как и М. Н. Тухачевский) был арестован, десять лет провел в тюрьмах и лагерях.
А тогда, 16 января 1934 г. в Академии Наук состоялось историческое заседание по проблемам радиолокации под председательством академика А. Ф. Иоффе. Первым выступил П. К. Ощепков, сотрудник Ленинградского электрофизического института (ЛЭФИ). Он представил свою схему посылки электромагнитного луча на объект и получения луча, отраженного от объекта. В феврале 1934 г. в журнале «Противовоздушная оборона» была опубликована статья молодого ученого «Современные проблемы развития техники противовоздушной обороны», ставшая документальным подтверждением приоритета советской науки в области теории радара. В июле 1934 г. под Ленинградом на секретных испытаниях самолёты удавалось засечь в дождливую погоду на расстоянии 70 км! ...В 1938 г. в ЛФТИ появились и первые серийные РЛС «РУС-1», затем и спасительница Москвы, импульсная «РУС-2».
Уже после войны У. Черчилль объявил миру, что радиолокаторы — это «подарок англосаксов мировой культуре». Правда, тогда же, в 1946 году американцы Э. Реймонд и Д. Хачертон в одном из самых популярных в Штатах журнале «Look» опровергли его: «Советские ученые успешно разработали теорию радара за несколько лет до того, как радар был изобретен в Англии».
В Воркуте и Ухтапечлаге создатель первого в мире радара грузил уголь на пароходы. Потом «бригада Ощепкова» спасала судна Печерского пароходства, вмерзшие в лед реки Усы: взрывали или домкратами взламывали лед. Мучились от цинги, ели полярных воробьев, жили в ненецких чумах, Павел Кондратьевич даже выучил ненецкий язык. В декабре 39-го Ощепкова освободили, но в 1941-ом последовал новый арест, Саратовская тюрьма. Там Павел Кондратьевич получил письмо от А. Ф. Иоффе: честный «Папа Иоффе» писал: «я уверен в Вашей невиновности и сделаю все, что в моих силах, чтобы это доказать». Ходатайство за Ощепкова «освободить в интересах армии», подписали А.Ф. Иоффе, К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков и В.М. Молотов. Ощепков оказался в Свердловске, в «шарашке» НКВД.
В 50-е гг. Ощепков вернулся в науку. Наверное, это был первый случай в истории Академии наук СССР, когда на одном и том же заседании соискателю присвоили без защиты диссертации сразу две ученые степени: кандидата и доктора технических наук. Ощепков стал Заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, кавалером орденов Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.
В 1964 г. в Москве, под руководством профессора П К. Ощепкова был организован Институт интроскопии, где для создания средств визуализации проникающих излучений и изучения структуры в оптически непрозрачных средах использовался весь арсенал средств — бетатронное тормозное излучение, рентгеновые и инфракрасные лучи, ультразвук, масс-спектрометрия. В Институте были созданы первые в нашей стране инфракрасные интроскопы и микроскопы.
Сегодня ЗАО НИИИН МНПО «Спектр»- крупнейший в мире по номенклатуре средств неразрушающего контроля (приборы для ракетно-космического комплекса «Буран», контроля свойств материалов, медицинской диагностики, дефектоскопы, структуроскопы, спецсредства антитеррористической аппаратуры). Мемуары П. К. Ощепкова «Жизнь и мечта» выдержали четыре переиздания. Изобретатель с золотыми руками и романтик одновременно, он пристально вглядывался в будущее: есть свидетельства коллег, что один из первых сформулировал основные положения современной нанотехнологии об использовании волновых свойств электронов и их способности к туннелированию на наноструктурах.
На родину, в Удмуртию, П. К. Ощепков возвращался не раз: «Уже в 1956 году отец всю семью возил в родные места», — рассказывает дочь Павла Кондратьевича, Регина: " Останавливались в Красном Бору, Сарапуле, виделись с родными. Были в родной деревне, где когда-то стоял дом Ощепковых ...Отец, мужественный человек, плакал«. Последний раз Павел Кондратьевич был в Удмуртии, в Ижевске, в начале июня 1985 года. Состоялась встреча с широкой научной общественностью и студентами, где разговор шел о нетрадиционных возобновляемых источниках энергии и методах преобразования энергии.
В последние годы жизни Ощепков чрезвычайно увлекся проблемой способов нетрадиционного получения энергии, он, уже в 1967 г. собрал учредительный съезд Международной Общественной Академии Энергетической Инверсии, объединившей энтузиастов бестопливной энергетики.
Умер Павел Кондратьевич 1 декабря 1992 года. На его надгробной плите высечена надпись: «Отцу радиолокации, интроскопии, энергоинверсии».
Случай из жизни ИМИ. Девушка хочет перевестись с другого факультета на приборостроительный.
Ее спрашивают в деканате:
-На какую специальность вы хотите перевестись?
— На «Нерушимый контроль»!
В 1978 году ГО по науке и технике СССР в г Москве проводил совещание по развитию новых и перспективных средств и методов эмиссионного неразрушающего контроля. На совещании было также принято решение об открытии учебной специальности для получения высшего образования по методам и средствам неразрушающего контроля. В число ВУЗов страны, где предполагалось открытие специальности, был включен и Ижевский механический институт. В 1981 г. проведен первый набор 27 студентов на специальность 0653 «Физические методы и приборы неразрушающего контроля» с квалификацией выпускников «инженер-физик» (с 1982 года набор увеличился до 50 студентов).
В 1984 году специальность переведена на кафедру «Детали приборов» приборостроительного факультета, в 1985 году кафедра переименована в кафедру приборов и методов контроля качества«. В 1995 г. открылась специализация «Методы и средства медицинской интроскопии» совместно с Ижевской государственной медицинской академией...
Огромный вклад в становление этой области исследований и кафедры внесли ее профессора и преподаватели — Мерзляков Ю.М., Иванников В.П. Ю.М. Буденков Г.А., Ломаев Г.В., Недзвецкая О.В., Захаров В.А., Елсуков Е.П., Миловзоров Г.В., Жаравин А.И., Зуев В.А., Стерхов В.А., Малышев В.С., Пономарева О.В., Жуйков Е.А., Леньков С.В., Водеников С.К., Стрижак В.А., Редькина Т.А., Злобин Д.В., Полянкин Г.А. и многие другие.
Это научное направление успешно развивается и сегодня научной школой под руководством выпускника Сибирского металлургического института, д.т.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ, заведующего кафедрой «Приборы и методы измерений, контроля, диагностики» Муравьева Виталия Васильевича. В ИжГТУ создан НОЦ «Приборы и методы неразрушающего контроля», с экзаменационным центром по неразрушающему контролю и с кафедрой «Приборы и методы измерений, контроля, диагностики», где есть все виды подготовки сотрудников железнодорожной отрасли: обучение бакалавров и магистрантов, повышение квалификации и сертификация персонала РЖД.
Один из основателей кафедры — профессор ИМИ Гравий Алексеевич Буденков (1935 — 2009), выпускник радиотехнического факультета Уральского политеха (г. Свердловск) свою трудовую деятельность начал на предприятии по производству радиолокационных станций, затем работал на заводе «Электроточприбор» (г. Кишинёв), выпускавшим средства неразрушающего контроля качества материалов и изделий. В 1965 г. возглавил отдел Всесоюзного НИИ неразрушающего контроля (г. Кишинёв). Им были разработаны принятые к эксплуатации в промышленности первые в отечественной ультразвуковой дефектоскопии раздельно-совмещенные пьезопреобразователи, впервые реализован в практике акустического контроля эхо-импульсный вариант дефектоскопии с использованием бесконтактных электромагнитно-акустических преобразователей. Заведовал кафедрой физики № 2 в ЧПИ (1968–1983), создал лабораторию ультразвуковых измерений, которая явилась фундаментом формирования научной школы «Неразрушающий контроль объектов»; а также открыта аспирантура.
Почётный работник высшего профессионального образования РФ и лауреат Государственной премии Удмуртской Республики, Гравий Алексеевич с 1983 г. преподавал в ИМИ. Не теряя связи со своими учениками в Челябинске, Кишинёве, Минске, активно работал с коллегами и аспирантами из России и дальнего зарубежья (Сирия) в области создания новых технологий акустического контроля протяжённых объектов и дистанционного зондирования. Ученый с мировым именем, он является автором зарегистрированного открытия «Закономерность взаимного преобразования электромагнитных и упругих волн в ферромагнетиках» и зарегистрированной научной гипотезы «Гипотеза о зонах повышенной электромагнитной сейсмоактивности»; более 200 научных работ, около 40 авторских свидетельств на изобретения.
Гравий Алексеевич так вспоминал о своей совместной работе с П. К. Ощепковым: «Мы познакомились с Павлом Кондратьевичем, когда готовились в министерскую командировку в ФРГ и в Италию по вопросам приборостроения и автоматизации систем управления. Я тогда работал во Всесоюзном НИИ контроля в Кишиневе, а он — директором НИИН интроскопии. Мы съездили тогда в Германию, к знаменитым братьям Краукремер, — их фирма после войны производила 43% всей интроскопической и ультразвуковой аппаратуры в мире.
Тогда я и узнал, скорее всего, Ощепков сам об этом упоминал, что причиной его трагического ареста было знакомство с Тухачевским: маршал однажды даже помог изобретателю достать генераторные лампы для лаборатории....
А сам Павел Кондратьевич — это истинный ученый, большой талант, безусловно, человек широкого кругозора, изобретатель по самой своей природе. Таких грех забывать.» В ИМИ-ИжГТУ и не забывали своего великого земляка.
11-13 марта 2008 г. в Москве в СК Олимпийский состоялась «7-я международная конференция и выставка «Неразрушающий контроль и
техническая диагностика в промышленности», посвящённая 100-летию одного из создателей радиолокации, первому директору НИИ интроскопии, профессору П.К. Ощепкову. А в сентябре того же года — и в Ижевске, в Ижевском государственном техническом университете прошла V Всероссийская конференция «Приборостроение в 21 веке», посвященная 100-летию нашего выдающегося земляка.
Именно в ИжГТУ, в 2018 году, благодаря многолетним изысканиям и усилиям редактора новых книг, канд. техн наук, профессора, завкафедрой «Электротехника» ИжГТУ им. М.Т. Калашникова Владимира Константиновича Барсукова, состоялось и
издание неопубликованных прежде научных трудов выдающегося отечественного ученого и изобретателя.
Профессор П. К. Ощепков — автор более 60 научных трудов и 30 изобретений, однако, не все его работы увидели свет, и некоторые из них до сих пор остаются неизвестными даже специалистам. Так, в 1971 г. П. К. Ощепков закончил работу над книгой «700 лет великого спора», посвященную вопросам бестопливной энергетики, многовековой истории «великого спора» о возможностях использования процессов естественного круговорота энергии в природе. При жизни автора книга не была издана, а машинописный экземпляр книги хранился в Оханском детском доме, где создан музей ученого.
Не были опубликованы прежде и монографии Ощепкова: «Может ли человечество использовать энергию окружающей среды?» (1943 г.!) и «Научное значение опытов по отысканию прямого подтверждения принципа концентрации энергии» (1950 г.), которые вместе со статьями по радиолокации из журнала «Вестник противовоздушной обороны» теперь объединены под обложкой «Избранное». Безусловно, эта книга представляет большой интерес не только для биографов ученого с мировым именем или историков науки и техники, но и для широкого круга специалистов, занимающихся столь актуальными сегодня вопросами нетрадиционных источников энергии.
На фотографиях: д. Зуевы Ключи, место, где стоял дом семьи Ощепковых; Павел Кондратьевич Ощепков в юности, в армии и в 1980-е годы; профессор Гравий Алексеевич Буденков; профессор Владимир Константинович Барсуков; обложка
изданных трудов П. К. Ощепкова «Избранное»
*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М.Т. Калашникова