22 февраля 2022 года ижевскому «Механу», сегодня — ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, исполнится 70 лет. Официальная история ИМИ-ИжГТУ достаточно хорошо известна: написаны о ней книги и замечательные мемуары, есть в университете документальный архив, большие собрания музейных экспонатов, фотографий и фильмов.
Но 70 лет — это целых 25 567дней! А в каждом из них — великое множество действующих лиц и самых разных событий, из которых и складывалась одна общая судьба, большая жизнь университета. Рассказать обо всех ее героях и обо всем, что было — просто невозможно, но зато можно вспомнить отдельные, известные или всеми забытые, счастливые, удивительные или драматичные истории, в которых, как в капле воды, отразилась вся полноводная река времени*.
Ректорский корпус ИМИ-ИжГТУ имени М. Т. Калашникова — это всего 8 человек. Отдавая любимому делу свой труд, знания и талант, каждый из них внес свой вклад в становление и развитие «Механа».
Но был среди них — навсегда Первый, основатель альма матер, руководитель ИМИ «от рождения», с 1952 года. Звали его Владимир Павлович Остроумов.
22 февраля 1952 года Совмин СССР принял Постановление № 304 «Об организации в Ижевске Механического института Министерства высшего и среднего образования СССР», а за ним — соответствующий приказ Минвуза СССР № 370 от 4 марта 1952 года. Стояла задача: начать учебный год 1 сентября 1952 года и, в первую очередь, это задание партии и Совмина СССР предстояло выполнять руководству создаваемого вуза.
Местной кандидатуры руководителя партийные органы Удмуртии и руководство Минвуза не нашли, тем более, что, ижевские талантливые и опытные инженеры были все, как один, «неостепененные», и поэтому обратились в «метрополию» — МВТУ им. Баумана.
Как известно, училище, в войну эвакуированное в Ижевск, является крестником ИМИ, более того, — Министерство высшего образования СССР специальным приказом закрепило шефство МВТУ им. Баумана над Ижевским механическим институтом. Всё первое десятилетие МВТУ курировало работу факультетов ижевского института: в Москве согласовывались учебные планы по специальностям, профессора училища оценивали качество выпускников, внося соответствующие коррективы в образовательный процесс, в 60-е годы молодые преподаватели ИМИ ездили в Бауманку на стажировку...
В качестве директора нового вуза власти остановились на кандидатуре декана артиллерийского факультета Бауманки,. к. техн. наук. доцента, в 1950-1952 годах — члена парткома МВТУ, Владимира Павловича Остроумова, он был утвержден на этот пост 28 апреля 1952 года. Утром 1 сентября на общем собрании студентов, принятых на 1-й курс, он первым поздравил их с поступлением и огласил приказ И. В. Сталина об организации в Ижевске Механического института.
Присланный из Москвы директор (так называлась эта должность до 1961 года) имел только один для своего времени «недостаток»: по матери — француз и потомственный дворянин.
В. П. Остроумов родился 15 мая 1904 года в селе Кунцево Московской области. Мать Владимира Павловича, француженка по национальности, Луиза Карловна, родилась в Швейцарии (в анкетах о ее происхождении сын писал: «из крестьян»), до замужества она работала учителем и воспитателем. Отец — Павел Иванович, по некоторым данным — директор Московской юридической школы, по анкетным ответам — «учитель, из мещан». Владимир Павлович в совершенстве знал родной язык своей матери, хотя знание это тщательно скрывал. На традиционный вопрос: «Какими языками владеете?», — уклончиво отвечал: «Немецким, французским, английским со словарем».
В 10 лет Владимир остался без матери, вскоре умер и отец (1922 г.). Семью Остроумовых разбросала судьба по всей стране: старший брат Николай потом работал бухгалтером в г. Измаиле, младший — Сергей стал артистом, потом рабочим в г. Гомеле... Владимира продолжала воспитывать его тетка, сестра отца, жившая в Туле, где он и закончил среднюю школу № 2.
В 1919 году 15 летний Владимир Остроумов начал самостоятельную и трудовую жизнь курьером в Центральном Лесном управлении. В 1920 году добровольно вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (Первый Тульский караульный батальон), а после болезни и увольнении из РККА в 1922 году начал работать в судебно-следственных органах Тулы, затем — Тульской области и Московской области; сначала на технических должностях-делопроизводитель, а затем — на должностях народного следователя (станция Тарусская) и народного судьи. В 1926-1927 гг.- курсант-одногодичник 131-го Таращанского полка 44-й стрелковой дивизии в г. Житомире. В 1931 году комсомолец В. П. Остроумов (с 1924 г.) был командирован ЦК комсомола на учебу в Тульский механический институт.
После окончания механо-технологического факультета (1931- 1936 гг.) института молодой инженер-механик несколько лет работал в Сестрорецке (инженер-технолог станко- инструментального завода) и Коломне (начальник техбюро цеха завода им. Ворошилова).
Коломенский, Бочмановский завод имени К. Е. Ворошилова (рядом с селом Бочманово) с началом войны был эвакуирован в Красноярск, на «Красмаш»-самое крупное предприятие края. 15 октября 1941 года оборудование эвакуированного завода уже было на месте... За годы «Красмаш» выпустил 26 тысяч зенитных пушек, более 5 тысяч минометов, 220 тысяч крупных авиабомб и 3500 морских мин.
Известно, что приезд эвакуированных совпал с 40-градусными морозами, многие до поры ютились в бараках и землянках, заработал оборонный конвейер: 11-часовой рабочий день, 700-граммовый паёк хлеба, обед, который сибиряки почему-то называли «ритатуй». В 1943 году завод вошёл в число передовых предприятий Наркомиссариата вооружения и до конца войны оставался в тройке лидеров во Всесоюзном соревновании.
В Красноярске В. П. Остроумов работал до 1945-го. Уже в 1958 году за ударный труд в военные годы Владимир Павлович получил свой первый орден — Трудового Красного Знамени.
А в апреле 1945, накануне Победы В.П. Остроумов был зачислен в аспирантуру МВТУ им. Н.Э. Баумана. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации в 1949 году, он остался в училище, где сначала занимал должность научного сотрудника, потом ассистента, доцента, с 1950 года — декана факультета «Е» (артиллерийского).
Ему вполне по плечу оказалась роль основателя и организатора ИМИ, при котором складывались первые научные школы вуза и в целом была заложена система высшей технической школы в Ижевске по образцу лучших отечественных образовательных, управленческих и культурных традиций.
Среди первых 17 преподавателей Ижевского механического института — все или аспиранты, или выпускники МВТУ им. Н.Э. Баумана и МГУ, да и в личных карточках первых студентов директор ИМИ расписывался в графе «Директор МВТУ»- бланки-то были московские... Позже штат преподавателей «Механа» постоянно пополнялся за счёт аспирантов и выпускников МВТУ, МАИ, Уральского политехнического института и других вузов страны. К концу первого учебного года в ИМИ работали уже 31 преподаватель, включая совместителей и почасовиков, и 56 человек учебно-вспомогательного и административно- хозяйственного персонала.
Создавалась и материально-техническая база института: из МВТУ были привезены мебель для оснащения чертежных и модельных залов, учебные чертежи, с помощью заводов были созданы мастерские: литейная, деревообрабатывающая, модельная, механическая, сварочная. За необходимыми для обучения учебными пособиями был командирован ассистент Б.В. Саушкин- еще один воспитанник «Бауманки»: только в формировании библиотеки ижевского института приняли участие 11 вузов Москвы и Ленинграда, Казанский авиационный институт и Ижевский машзавод. Из 32 тысяч томов, переданных безвозмездно, значительную часть (около 7 тысяч томов) выделило Бауманское училище.
Как педагог и организатор вузовской деятельности первый ректор тоже учился, все-таки вуз- это не завод. И не только непосредственно на практике, в процессе организации и становления ИМИ. Мало кто знает, но октябрь 1959 года Остроумов провел в командировке в ГДР, по его собственной формулировке — «знакомился с постановкой педагогического процесса в технических вузах ГДР».
Ученый В. П. Остроумов был специалистом в области технологии повышения динамической прочности машин, результаты его исследований (в том числе, в соавторстве с преподавателями и студентами) нашли отражение в 30 научных работах, были изданы две его книги: «Повышение динамической прочности машин» и «Повышение прочности зубчатых колес».
За годы работы в вузе в качестве ректора и заведующего кафедрой он создал научное направление «Разработка технологии методов повышения эксплуатационных свойств упругих элементов машин». Кафедра «Технология производства систем вооружения» машиностроительного факультета (до 2015 года кафедра носила название «Производства машин и механизмов») — одна из старейших кафедр М- факультета была организована в 1956 г., а в 1957 году — уже выпустила первых инженеров-оружейников с технологическим уклоном.
Именно Владимир Павлович уже в первые годы хлопотал и об открытии в ИМИ собственной аспирантуры, что, безусловно, было необходимо для становления науки в техническом институте, и она была открыта в 1958 году. Первые аспиранты В.П. Остроумова и В.А. Карпунина — О.И. Шаврин (выпускник 1960 года) и А.А. Коновалов каждый в своей области переняли эстафету научных руководителей и возглавили все работы в ИМИ—ИжГТУ по этим двум направлениям, стали докторами наук и, в свою очередь, руководителями своих научных школ. В целом же по данному направлению только в ИМИ провели успешную защиту два доктора и 20 кандидатов технических наук. Сам Владимир Павлович звание профессора получит тоже в Ижевске, в 1963 году.
Появление филиалов у института также связано с именем Остроумова. В 1957 году по решению Правительства СССР на Воткинский машзавод из Златоуста было переведено производство ракетной техники. Предприятию срочно требовались квалифицированные инженеры. Благодаря настойчивому ходатайству директора ВМЗ В. А. Земцова и директора ИМИ В. П. Остроумова в Министерство высшего образования СССР, было принято решение и о создании филиала вечернего факультета ИМИ в Воткинске (так вначале назывался ВФ ИжГТУ).
Владимир Павлович по воспоминаниям коллег был поистине образцом профессионального служения, не выносивший вообще никакого несерьезного отношения к делу, организованный и требовательный, удивительно скромный человек, который при этом пользовался безусловным авторитетом. Отмечали и его закрытость, и сдержанность, немногословие и иронию по отношению к себе, и к окружающим...
Команду для молодого вуза Остроумов подбирал тщательно и принципиально, проявляя настойчивость и незаурядную самостоятельность. Так, при оформлении на должность проректора, своего замдекана из МВТУ доцента Журавлева, местные партийные органы выразили категорическое несогласие: он был беспартийным. Но Остроумов и не думал отступать и в конечном итоге отстоял свою точку зрения. И аргументировал, в том числе, и тем, что Виталий Никанорович Журавлев— «почти ижевчанин» -, во время войны он в числе эвакуированных преподавателей МВТУ работал в Ижевске.
Более того, в первоначальном штатном расписании ИМИ была предусмотрена должность проректора по учебной и научной работе. Он же — первый замректора. Остроумову удалось доказать в Минвузе СССР, что новому институту, особенно в период его становления, когда круг вопросов у руководства неизбежно и значительно шире, чем в устоявшемся, отлаженном механизме управления, — нужно иметь не менее двух первых замов. Предложение ректора приняли и в ИМИ, в отличие от всех других вузов, на протяжении долгих лет было два первых проректора.
Горячо поддержал Остроумов и кандидатуру первого в Удмуртии доктора технических наук, профессора Николая Васильевича Воробьёва, декана ПТ-факультета МВТУ им. Баумана, и тоже — одного из преподавателей эвакуированной «Бауманки» и инженера-исследователя, который создавал в Ижевске лабораторию качества цепей для боевых машин.
Профессор В.М. Третьяков, один из первых выпускников ИМИ, так вспоминал свое устройство в институт: «Осенью 1956 года заговорили об организации приборостроительной специальности для мотозавода, и я загорелся устроиться туда на работу в конструкторское бюро. Меня брали, и я, окрыленный, подготовил бумаги о переходе в заочную группу прибористов, уходе с дневного отделения и пришел к Владимиру Павловичу. Он меня выслушал, прочел документы, отодвинул их и сказал:» В 1957 году мы организуем приборостроительный факультет для подготовки специалистов в основном для мотозавода. Вы разбираетесь в электронике и электротехнике, и я вас не отпущу! Заканчивайте институт, работать будете на факультете и одновременно переучиваться". Я начал возражать, говорил о большой зарплате, которую предлагают на заводе, о жилье... Владимир Павлович заверил меня, что с жильем вопрос разрешим — сначала отдельная комната в общежитии, а затем квартира. Зато работа — очень интересная по новому направлению: счетно-решающие приборы и устройства. Видя мои колебания, он решительно взял все мои документы и, улыбнувшись... разорвал. Так я, неожиданно для себя, практически дал согласие на работу в вузе.«
Известно, что Остроумов думал и о собственном преемнике, в частности, при подборе возможных кандидатов на должность проректора по учебной работе, — по сути главного «дублера» ректора — именно он назвал фамилию Николая Васильевича Талантова, позже действительно ставшего ректором ИМИ.
При этом все ветераны вспоминают, что к нерадивым коллегам Владимир Павлович был суров и беспощаден — от любителей выпить избавлялся без колебаний, мог устроить разнос за грамматические ошибки в приказе, вообще, строгая ответственность и добросовестность для него были естественными и иного он не понимал и не принимал.
Добавим, что многими корпоративными традициями, определившими жизнь вуза вплоть до наших дней, ИМИ-ИжГТУ тоже обязан своему первому ректору. Так, уже в 50-е годы после выхода Постановления Совмина СССР об организации работы по шефству над детскими домами, ИМИ взял шефство над детским домом в Нылге, в военные годы эвакуированным в Удмуртию из Ленинграда вместе с детьми и персоналом. Владимир Павлович сам отправился в детский дом и обо всем увиденном подробно рассказал преподавателям и студентам. Он, кстати, потом в поездки в Нылгу всегда брал с собой супругу — Екатерину Михайловну, рассчитывая на женский внимательный взгляд и опыт в житейских делах. Студенты охотно ездили в Нылгу для заготовки дров, уборки урожая, преподаватели часто бывали здесь, нередко с семьями, брали детишек к себе домой на день-два погостить. И с тех пор, все 70 лет, ректоры, сменявшие друг друга, передавали своим преемникам эстафету этой шефской помощи.
С первых дней студенческой жизни вуза Владимир Павлович всячески помогал спортсменам, и спортивные успехи ИМИ с первых лет были очевидны. Любовь к спорту он сумел передать и сыну. Сын Владислав (1935 г. р.), студент ИМИ, всерьез занимался легкой атлетикой и одно время был чемпионом Удмуртии в беге на стометровку.
Немало времени и сил первого ректора ИМИ занимала и общественная жизнь — а ведь в 1952-1963 годах он был одновременно членом и Азинского райкома и Ижевского горкома партии, в 1953-1957 годах — депутатом Ижевского горсовета, в 1955-1963 годах — депутатом Верховного Совета УАССР, в 1963-1966 — членом технико-экономического совета в Перми Западно-Уральского Совнархоза, в 1960-1964 годах — председателем Удмуртского областного Совета технических обществ. В 1961 году был награжден орденом Знак Почета, в число его наград входят и несколько медалей.
В 1964 году В. П. Остроумов по личной просьбе был освобожден от должности ректора и продолжал работать в ИМИ завкафедрой. С сентября 1967 года прошел по конкурсу на работу в Московский технологический институт, сначала в должности профессора, потом завкафедрой машин и аппаратов (1968-1972 гг.) и затем — завкафедрой технологии машиностроения.
Умер Владимир Павлович Остроумов 30 января 1999 года.
На фотографиях: В. П. Остроумов в разные годы; в кабинете директора 2 сентября 1952года с преподавателями; с коллективом кафедры; на вручении дипломов; с академиком и ректором ИМИ А. М. Липановым; Владислав Остроумов на беговой дорожке; фотографии, сделанные шефами в Нылгинском детском доме; монографии В. П. Остроумова.
*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М. Т. Калашникова