Старт пробегу будет дан в г. Ижевске 4 мая 2013 г. в 10.00 на торжественном митинге у Мемориала боевой и трудовой славы. Торжественные митинги будут проходить по всему маршруту пробега. Завершится легкоатлетическое испытание 8 мая в Минске, у Кургана Славы.
Первый весенний легкоатлетический пробег студентов и сотрудников Ижевского механического института (ИМИ) состоялся в апреле 1977 года по инициативе ректора института академика РАН А.М. Липанова. Ректор, сам отличный спортсмен и обладатель первого разряда по бегу, "подсмотрел" идею легкоатлетических эстафет, посвященных дню Победы в МВТУ им. Баумана и она пришлась ему по душе.
Студентов-комсомольцев "Механа" долго агитировать не пришлось, а сотрудники спортивной и военной кафедры института составили "штаб" пробега. Выбранный маршрут - Ижевск-Можга-Менделеевск-Елабуга, Ленино-Кокушкино- Казань- Ульяновск был рассчитан на трое суток движения. При этом вся команда (60 спортсменов) делилась на 3 группы: пока одна группа бежала, другая уезжала вперед, бегуны отдыхали и готовились в свой час выйти на трассу. Все 1200 км. маршрута пробег не останавливался ни на минуту, ни днем, ни ночью: каждый участник пробегал 1 км и передавал эстафету другому. Три автобуса сопровождения предназначались для бегунов, и еще один – для артистов агитбригады, которая во всех населённых пунктах маршрута проводила лекции, беседы и дала 4 концерта.
Первым командиром пробега стал подполковник военной кафедры ИМИ Вячеслав Викентьевич Чернушевич - тот самый легендарный подполковник, подразделение которого сбило 1 мая 1960 г. американский самолет-разведчик Пауэрса. По его словам: "… самым сложным было четко рассчитать время прибытия в определенный пункт. Исходили из средней скорости передвижения без учета особенностей трассы. И все-таки опоздания были минимальными - 20-30 минут. В основные пункты - Можгу, Менделеевск, Елабугу, Ленино-Кокушкино, Казань, Ульяновск - прибыли точно по графику. Везде нас встречали чрезвычайно тепло, так что мы и впрямь чувствовали себя героями. И наш пробег был все-таки уникален: днем и ночью трое суток эстафетная палочка без единого перерыва была в движении..."
Проблема была еще и в том, что Удмуртия в те годы была оторвана от "большой земли": более-менее хорошая дорога шла до Алнашей, а уже до Мамадыша (Татария) автобусы до асфальта то и дело на буксире тащил трактор.
Финиш в Ульяновске стал настоящим праздником. Ульяновцы, читая на автобусах сопровождения бортовые таблички "Ижевск-Ульяновск", расспрашивали кто такие, с восторгом и удивлением восклицали: "Во дают! Молодцы, студенты!".
"…Сказать, что на трассе было тяжело, холодно и не очень сытно, что в ходе безостановочной передачи палочки днем и ночью обходились практически без сна - это все равно, что ничего не сказать", - рассказывали потом участники пробега на страницах институтской газеты " Механик". – "Но необычно и фантастически интересно было все, что происходило с нами во время пробега", "…после пробега мы все словно стали выше ростом".
С тех пор команда легкоатлетов ИМИ каждый год совершала пробеги в один из городов-героев страны, финишируя 9 мая у памятников воинской славы. Были "механики" у стен легендарной Брестской крепости, на берегу Черного моря в Одессе, в городах-героях Киеве, Керчи, Севастополе, Новороссийске, Смоленске, Ленинграде, Москве, Волгограде… В пробегах участвовали студенты и преподаватели, ветераны войны, спорта и труда, группы вузовских артистов, журналисты газеты "Механик", хозяйственники и медики. Потом к студенческим пробегам присоединились работники НИТИ "Прогресс" и завода "Буммаш", а Ижевский автозавод, кстати, однажды отдал студентам для пробега свои новые образцы машин.
"Бежали не просто с удовольствием, это было захватывающее действие: даже шоферы, которые вели автобусы, включались в пробег: кто-то из студентов вел в это время автобус, а шофер бежал вместо него…", - вспоминает сегодня академик А. М. Липанов. И везде ижевчан ждал радушный прием и удивление жителей: "Да как вы смогли пробежать в такие сжатые сроки такое громадное расстояние?" "Смогли, ради памяти отцов и дедов… Смогли, потому что мы – из ИМИ!" – отвечали "механики".
В каждом пробеге, конечно, был свой маршрут, свои трудности, свои герои, свои незабываемые встречи и события.
Город-герой Ленинград, 1979 год. В команде 40 спортсменов, в том числе, наравне со студентами бежали в эстафете и ветераны Отечественной воины. Сопровождают команду артисты группы ИМИ "Меридиан".
Стартовали от Вечного огня в Ижевске 1 мая и далее - через Казань, Чебоксары, Горький, Москву, Калинин, Новгород. Дали 9 концертов, читали лекции об Удмуртии и ее столице, об ИМИ. Встречались со студентами Горьковского института водного транспорта, Владимирского, Ленинградского политехнических институтов, воинами гарнизона Казани, учащимися ГПТУ Ленинграда и Чебоксар, слушателями школы милиции Елабуги.
Финишировали в Ленинграде: возложили цветы к памятнику Победы и на Пискаревском мемориальном кладбище. Побывали в Эрмитаже, на Дворцовой площади, у Смольного, на легендарном крейсере "Аврора". Потом отправились в Москву - к Вечному огню у Могилы Неизвестного Солдата. Встречались со столичными журналистами и даже дали интервью на московском радио, а 14 мая состоялся прием в ЦК ВЛКСМ, на котором участникам пробега из Ижевска были вручены вымпел ЦК ВЛКСМ и памятная медаль.
Город-герой Брест, 1981 год. Пробег был посвящен 40-летию со дня начала Великой Отечественной войны. Первая команда в первый день бежала 2 этапа, то есть около 250 км - и это на 11 человек! Финишировали ранним утром 22 июня у стен легендарной Брестской крепости, ровно через 40 лет после того зловещего первого дня войны .
Город-герой Одесса, 1982 год. Команда шестого по счету агитпробега была, как никогда, сильной и сплоченной. Был установлен рекорд всех пробегов: спортсмены преодолели 3058 км за 172 часа, пробегая каждый километр в среднем за 3 мин 40 с.!
Из воспоминаний участника пробега В. Девятова: " Километры... Сколько их было на пути: трудных и легких, днем и ночью, под солнцем и в дождь. Нашей команде предстояло 3 ночных этапа, и еще одно неожиданное испытание: пришлось пробежать дополнительных 100 км за 3-ю команду – вот эти 100 и стали настоящей проверкой силы воли каждого из нас. С полуночи до 7 утра - часы борьбы со временем и усталостью, со сном и самим собой; не будь рядом ребят, которые стали тебе родными, мы бы вряд ли их преодолели… Дружба - наша общая победа, - вот что не забудешь никогда!"
В Одессу вбежали солнечным утром 9 мая. Впереди участников эстафеты - машина местного ГАИ, из которой громко объявляют: "Финиширует эстафетная команда спортсменов из Ижевска. Пробег посвящен Дню Победы и городу-герою Одессе". Одесситы останавливаются, машут руками, ветераны - все в орденах, - долго смотрят ребятам вслед, женщины-ветераны плачут: "С победой, ребята! Молодцы!"
А в городе - праздник: сверкают медали и ордена, развеваются ленточки бескозырок, вокруг – улыбки и песни. На одесской аллее Славы, которая ведет к памятнику Неизвестному матросу, - живое море людей и цветов. Этот движущийся поток цветов плотно окружает ижевчан, и только узкая дорожка указывает путь к памятнику... Финиш! Спортсмены возлагают к подножию памятника цветы и застывают в минуте молчания.
Эстафета завершилась, и впереди - отдых в Одессе, поездка в село Нерубайское, где в катакомбах сражались партизаны, экскурсия по городу, знаменитая Дерибасовская, один из лучших театров Европы - Театр оперы и балета. А вечером — салют!
В 2003-м году, забытая в годы перестройки, традиция пробегов ИМИ –ИжГТУ возродилась вновь и в новом качестве. Ректоры двух технических университетов – Ижевского государственного и Белорусского национального – предложили организовать Первый международный пробег, посвященный нашей общей Победе. Маршрут пробега: Ижевск, Можга, Елабуга, Мамадыш, Новочебоксарск, Чебоксары, Лыськово, Нижний Новгород, Владимир, Москва, Смоленск, Минск. Состав команды - до 20 человек, и поэтому часть маршрута будет преодолена на автобусе.
Второго мая 2003-го года спортсмены ИжГТУ стартовали из Ижевска от Вечного огня, на границе с Белоруссией к ним присоединились спортсмены БНТУ, и, накануне 9 мая, объединенная команда прибыла в Минск.
А в 2008 году в V Международном студенческом пробеге Минск - Ижевск участвовали студенты и преподаватели уже трех технических университетов - ИжГТУ, БНТУ, НГТУ (Нижегородский техуниверситет). По традиции, в оргкомитет пробега со стороны ИжГТУ входят представители Общества белорусской культуры в Удмуртии "Батьковщина" и Федерации легкой атлетики в Удмуртии. Маршрут международного студенческого легкоатлетического пробега ежегодно чередуется, и, пожалуй, только юные первокурсники переспрашивают у старших: "А этой весной мы бежим в Минск или Минск к нам?". Зато опытные участники пробегов, - спасибо сотовой связи и вездесущему Интернету, - дружат и общаются с друзьями и коллегами вопреки любым границам и расстояниям.
Сегодняшние студенты, так же, как и студенты 70-х, всегда возвращаются из пробегов, полными самых ярких впечатлений. Конечно, для молодых ребят это возможность многое узнать, найти новых друзей и испытать самого себя. Но это не просто спортивное и развлекательное мероприятие, так же как День Победы – не просто красивый праздник и знание курса истории.
Да, уходят ветераны, да, война закончилась давно, - 68 лет назад. Но так ли давно? Между войной и нами - всего одна, не такая уж долгая человеческая жизнь. В 70-х гг. поэт Р. Рождественский обращаясь к современникам, писал "Помните! Кроме желания выжить есть еще мужество жить! Это нужно не мертвым, это нужно живым".
Стать участником пробега, посвященного Дню Победы, - это значит увидеть свою родину не только из окна поезда или по телевизору, это значит отдать дань памяти и благодарности героям, стать сопричастным действительно народному празднику, тому подлинному и великому, ради чего сражались и умирали именно твои деды и прадеды.