Шаврин Олег Иванович 06.01.1936-17.03.2021
Дважды лауреат Государственной премии УР, трижды лауреат премии Правительства УР и УРОО «Союз научно-инженерных общественных отделений» имени М. Т. Калашникова, заслуженный работник науки и техники РФ, заслуженный деятель науки УР, почетный работник науки и техники РФ, почетный работник высшей школы, награжден медалью «Инженерная слава» Инженерной академией России, медалью РАРАН «За достижения в науке и технике» имени Главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, отмечен знаком «Почетный оружейник», действительный член Академии технологических наук РФ, действительный член Академии военных наук РФ, действительный член Инженерной академии УР, почетный профессор ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, заведующий кафедрой «Технология производства систем вооружения» (ранее Производство машин и механизмов), директор ООО «НПИЦ «Качество», автор (научный руководитель) проекта РосНано – «НПЦ «Пружина»», доктор технических наук, профессор
Олег Иванович Шаврин родился 4 января 1936 г. в д. Сентег Завьяловского района Удмуртской АССР. В 1954 г. окончил с серебряной медалью среднюю школу № 22 в г. Ижевске.
В Ижевский механический институт перевелся в 1957 г. из Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского. После окончания машиностроительного факультета в 1960 г. Олегу Ивановичу предложили работу на кафедре «Производство машин и механизмов». В 1963 г. Олег Иванович поступает в аспирантуру. К этому времени на кафедре сформировалось научное направление, связанное с исследованием влияния методов поверхностного пластического деформирования на усталостную прочность упругих элементов машин. Включившись в научные исследования, Олег Иванович самостоятельно выходит на новейшее в материаловедении научное направление – термомеханическую обработку сталей и сплавов.
Через три года учебы в аспирантуре. В 1967 г., О.И. Шаврин успешно защищает в МВТУ им. Н.Э. Баумана кандидатскую диссертацию на тему «Исследование влияния термомеханической обработки на прочность пружинных сталей в условиях статического и циклического нагружения».
В 1972 г. О.И. Шаврин по приказу Министра оборонной промышленности СССР создает на базе ИМИ и НИИ металлургической технологии научно-исследовательскую лабораторию. В том же 1972 г. доцента О.И. Шаврина избирают заведующим кафедрой «Производство машин и механизмов» Ижевского механического института, которой он руководил до сентября 2019 года.
В 1975 г. Олег Иванович назначается на должность проректора по научной работе.
В 1978 г. в МВТУ им. Н.Э. Баумана Олег Иванович защищает докторскую диссертацию на тему «Исследование и разработка направленного упрочнения деталей машин высокотемпературной термомеханической обработкой».
В 1979 г. О.И. Шаврину присваивается ученое звание профессора, что приводит к окончательному формированию научной школы «Теория управления эксплуатационной надежностью и долговечностью деталей машин технологическими методами». За годы работы научной школы Олега Ивановича его учениками было защищено более 70 кандидатских и 15 докторских диссертаций, опубликовано более 1000 научных работ, в том числе 20 монографий, получено более 200 авторских свидетельств и патентов. Работы научной школы, возглавляемой профессором О.И. Шавриным, не раз экспонировались на ВДНХ СССР и награждались пятью медалями и тремя почетными дипломами.
За монографию «Валки многовалковых станов», вышедшую в 1983 г., О.И. Шаврину присуждается премия Министерства высшего и профессионального образования СССР.
С 1983 по 1988 г. профессор О.И. Шаврин – ректор Ижевского механического института.
С 2019 года Олег Иванович профессор кафедры «Технология производства систем вооружения», которая более 50 лет осуществляет технологическую подготовку инженеров-оружейников для производственной и конструкторской деятельности. За это время подготовлено более 3000 высококлассных инженеров широкого профиля, многие из которых стали ведущими специалистами, крупными руководителями промышленности. Кафедра готовит научные кадры в аспирантуре и докторантуре. На базе кафедры действовали специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, хозрасчетные высокоэффективные научно-исследовательские предприятия. Более 20 лет Олег Иванович, являясь членом Высшей аттестационной комиссии, руководил работой специализированных советов.
В 2002 г. на заседании ученого совета О.И. Шаврину присваивается звание «Почетный профессор ИжГТУ».
В течении 10 лет профессор О.И. Шаврин осуществлял научное руководство одним из ведущих научно-исследовательских отделов ОКТБ «Восход», созданного Минвузом РСФСР в Ижевском механическом институте.
В 1992 г. он избирается действительным членом Академии технологических наук Российской Федерации и президентом Удмуртского регионального научного центра академии. О.И. Шаврин был действительным членом Академии военных наук РФ, действительным членом Инженерной Академии УР, вице-президентом Удмуртской республиканской общественной организации «Союз научных и инженерных общественных отделений».
С 1991 г. Олег Иванович – директор научно - производственного центра «Качество». В ООО НПИЦ «Качество» были разработаны основные вопросы технологии, создано комплексное сервисное оборудование для нефтеперерабатывающих предприятий, за разработку и внедрение которого на ПАО «Белкамнефть» в 2001 г. получена первая Государственная премия. Сегодня данное оборудование имеется у десятка нефтеперерабатывающих компаний России, Белоруссии, Казахстана.
Научным коллективом под руководством О. И. Шаврина, в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» на тему «Разработка и исследование процессов (технологий) получения стальных конструкционных наноматериалов и изделий из них» проводились исследования технологий для производства проволоки различного назначения, которые планировалось завершить созданием еще одного уникального производства.
За годы научной и практической работы доктор технических наук, профессор Олег Иванович Шаврин был удостоен множества высоких наград. Ему присвоены нагрудные знаки Минвуза России «За отличные успехи в работе» и почетные звания «Заслуженный работник науки и техники Российской Федерации», «Заслуженный работник Удмуртской Республики», «Почетный работник высшего и профессионального образования России», «Почетный работник науки и техники России».
О.И. Шаврин лауреат премии НТО Машпром Удмуртии, дважды лауреат Государственной премии Удмуртской Республики в области науки и технологии, четырежды Лауреат премии Правительства Удмуртской Республики имени М.Т. Калашникова, трижды Лауреат премии УРООСНИО имени М.Т. Калашникова. Дважды (в 2006 и 2014 годах) Олег Иванович избирался «Человеком года» Удмуртии.
Олег Иванович отмечен знаком «Почетный оружейник», награжден медалью «Инженерная слава» Инженерной академией России, медалью РАРАН «За достижения в науке и технике» имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова, удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В 2014 г. Указом Главы Удмуртской Республики О.И. Шаврину присуждена Государственная премия Удмуртской Республики за исследование, разработку и внедрение нанотехнологий в производство.
Звание «Почётный гражданин города Ижевска» присвоено в 2016 году.
Шаврин Олег Иванович
Скончался Шаврин Олег Иванович 17 марта 2021, как «Почётный гражданин города Ижевска» похоронен на Хохряковском кладбище г. Ижевска.
Теоретические исследования научной школы профессора О.И. Шаврина всегда были тесно связаны с нуждами промышленности, разрабатываемое оборудование всегда находилось на передовых рубежах науки и производства. На 12 металлургических заводах страны созданы производства валков станов холодной прокатки, использующих технологию высокотемпературной термомеханической обработки (ВТМО). Эта же обработка составила основу технологии производства на Ижевском металлургическом заводе, впервые в мире высокопрочной пружинной проволоки и калиброванной стали. На основе ВТМО О.И. Шаврин создал технологию формирования наноразмерной субструктуры при изготовлении винтовых пружин. Проект, разработанный профессором Шавриным был принят госкорпорацией «Роснано» к реализации, для чего в 2010 году создано предприятие НПИЦ «Пружина». В июне 2011 года А.В. Чубайсом и Председателем правительства УР Ю.С. Питкевичем предприятие было открыто. Оно явилось первым в России и в мире предприятием наноиндустрии машиностроительного направления, Олег Иванович был научным руководителем этого предприятия.
Учениками Олега Ивановича, воспитанными в научной школе, защищено более 70 кандидатских и 15 докторских диссертаций. Результаты исследований профессора О.И. Шаврина и его учеников опубликованы более чем в 700 работах, в том числе более 20 монографий. Результаты защищены более 250 авторскими свидетельствами и Патентами РФ, получили высокие оценки экспертного совета комитета по высшей школе, по машиностроению научно-технических советов отраслевых министерств.
Кафедра ТПСВ
Из книги «Жизнь на витке»
Кафедра
Когда я стал студентом Ижевского механического, кафедра, с которой связана вся моя жизнь, называлась «Производство машин и механизмов». Я не застал того периода ее истории, когда она была образована поэтапным разделением кафедры «Технология специального машиностроения, приборостроения и общего машиностроения» на две самостоятельные кафедры: «Производство машин и механизмов» (машиностроительный факультет) и «Технология машиностроения» (механико-технологический факультет). Однако на моих глазах и при моем участии происходило становление кафедры: официально датой организации кафедры считается 15 октября 1956 года (по приказу), а я начал учиться в ИМИ в 1957 году.
Мне довелось застать всех, кто был первыми преподавателями и сотрудниками кафедры, а среди них такие легендарные личности в истории ИМИ – ИжГТУ, как В. П. Остроумов (первый директор), Б. А. Сак-Шах, Б. В. Саушкин.
Кафедра имела тесные контакты с родственными кафедрами других вузов, в первую очередь, Ленинградского военно-механического института и МВТУ им. Н. Э. Баумана – неоценимую помощь в организации учебно-методической и научно-исследовательской работы оказывала кафедра М-8. Если верить рассказам ветеранов, в институт ежегодно приезжал из МВТУ профессор Э. А. Сатель, крупный организатор оборонной промышленности в СССР в довоенный и военный периоды. Во время своих визитов он читал студентам лекции, участвовал в обсуждении актуальных вопросов, а также приглашал на заседания кафедры в МВТУ. К сожалению, я не застал тот период.
Тематика научно-исследовательских работ сформировалась на кафедре буквально в первые годы ее существования. Связана она была с направлением исследований В. П. Остроумова. Тогда с Ижевским машиностроительным заводом заключили крупный по тем временам договор на проведение ОКР «Проект универсальной машины для испытания пружин и деталей автоматики». Как сейчас понятно, связано это было с производством автомата Калашникова.
Так случилось, что к моменту моего окончания учебы ряды кафедры значительно поредели: ушли А. М. Егоров и Б. А. Сак-Шах. Кафедра осталась без основных самых квалифицированных преподавателей, выполнявших основную часть учебной и научной работы. На смену им были приняты выпускники факультета – Ю. А. Лебедев, В. И. Щербаков, Ю. Н. Яковлев и через год я. Так началась моя трудовая биография и на кафедре.
Год от года кафедра становилась все авторитетнее, представляла сформировавшийся и практически полностью определившийся по направлениям развития коллектив, способный решать сложные образовательные и научные задачи. Учебный процесс отлажен, преподаватели прекрасно ориентировались в читаемых курсах, лабораторные работы, курсовое и дипломное проектирование были оснащены учебно-методической литературой, выполнялись договора НИР и ОКР.
В 1972 году я возглавил кафедру, а с 1975 года стал совмещать эту должность с руководящими должностями в университете: проректор по НИР, ректор. В это время кафедре должного внимания я не уделял, а иногда использовал свое служебное положение с точностью до наоборот: наказывал даже за мелкие просчеты. Образно говоря, не принес в этот период на кафедру даже гвоздя, не говоря уже об использовании более серьезных возможностей. Но я благодарен своему коллективу за то, что был правильно понят. И потому постарался наверстать упущенное, когда вернулся полноценно возглавлять кафедру в 1988 году.
Не самое удачное время – накануне перестройки. Разваливалось все – промышленность, высшая школа, наука. Но опускать руки не хотелось. Именно тогда для поддержки коллективного духа на кафедре возникла новая форма отдыха – выездные заседания кафедры. Начало им дала наша более ранняя традиция провожать весну и встречать лето в избушке у А. Г. Князева на Соловьевской даче. Потом, когда Ю. А. Лебедев купил себе домик в Галево, неподалеку от спортивного лагеря университета, перебазировались туда. Собирались вместе с кафедрой «Технология машиностроения» Воткинского филиала. Традиционно – футбол, волейбол, баня. В обед – уха (за отборную рыбу отвечал Воткинск), вечером – шашлык (за мясо отвечал Ижевск). Ночью, разумеется, костер, песни, шутки, игры, танцы.
Неотъемлемым компонентом нашего выезда на природу была деловая часть – как правило, заслушивали очередную диссертацию (предзащита на кафедре), обсуждали другие научно-производственные проблемы.
Сложно сказать, удавалась ли деловая часть таких поездок. Все было официально оформлено, хотя проходило неформально. Года 3–4 назад стало как-то неуютно, с ночевкой никто не оставался, сегодня традиция сошла на нет.
Взамен несколько раз попробовали кафедрой собраться отметить Новый год и мой день рождения 4 января на моей даче. Там на первом этаже довольно много места, печь-камин, которая всегда была местом притяжения гостей. Собирались человек 30, приглашали коллег из Воткинского филиала.
Среди наших сотрудников немало творчески одаренных личностей – развлекает всех на неформальных встречах (юбилеи, официальные праздники и пр.) своими стихами Л. Н. Маслов, бардовские песни под гитару исполняет М. К. Гайфутдинов. Ну а поддержать их всегда готовы и ветераны, и молодежь, которой у нас, увы, сегодня не густо.
В 2015 году произошло историческое событие в истории кафедры – буквально за несколько месяцев до ее 60-летия впервые с момента образования кафедра сменила название. Сейчас она называется «Технология производства систем вооружения». Это наша попытка «осовременить» название, сделать его более понятным для наших будущих студентов и для чиновников различного уровня, которые спускают нам различные нормативы и показатели. Надеемся, что перемена названия привлечет в наши ряды инициативных людей – и сотрудников, и студентов, с которыми мы достигнем новых успехов и в образовательной, и в научной деятельности.
Как-то меня спросили:
– Сколько часов лекций за свою жизнь прочитали или на заседаниях разного уровня провели?
Я ответил:
– Считайте сами: 55 лет преподаю, ежегодно до 100 часов лекций читаю. Перемножить не сложно. А вот что касается времени, проведенного на заседаниях, – тут считать не хочу, боюсь, что от полученной цифры страшно станет – сколько времени в пустую потрачено!
Задают мне иногда вопросы по поводу знания иностранного языка и компьютера. По поводу иностранного могу повторить ответ, который есть в любой анкете: «Читаю со словарем». По поводу компьютера признаюсь, что владею им, как это принято говорить, на уровне пользователя. Углублять свои IT-навыки пока у меня не было особой необходимости – всегда находился кто-нибудь рядом, кто в сложной ситуации мог все сделать лучше и профессиональнее.
Еще как-то был такой вопрос на засыпку:
– Вы злоупотребляли служебным положением»?
Я сначала вспылил:
– О чем речь? Разумеется, нет!
А потом подумал: «Конечно, технологией „СиЗ“ (связи и знакомства), не скрою, иногда пользовался, но только в интересах дела».
Злоупотребление – это что-то противозаконное. Хотя вопрос довольно коварный – так просто не ответишь, приходится копаться в воспоминаниях, но ничего под понятие «злоупотребление» мне на ум не приходит. Все-таки, наверное, действительно не пользовался.
Что касается бывших студентов, то они меня не забывают. Многие из них постоянно окружают меня и на кафедре, и на предприятиях, с которыми сотрудничаю. Но случаются и разовые встречи – в поезде, например. Узнают, охотно разговаривают, благодарят и не пытаются скрыться за своей изменившейся за прошедшие годы (иногда десятилетия!) внешностью. В чем-то многие из них меня превзошли, например, в навыках работы с компьютером, владением иностранными языками. Но тот факт, что с 1972 года я заведую кафедрой, говорит сам за себя – значит, и у меня тоже есть свои козыри.
Между прочим, я даже стал объектом известной вузовской шутки на пару с одним из моих учеников – А. У. Дорфом. Вот эта история.
Встречает как-то в коридоре во время пары студент Дорф преподавателя Шаврина.
Шаврин: Вы почему не на лекции?
Дорф: А Вы?
Шаврин: За меня читают.
Дорф: А за меня – сидят!
Я понимаю, что когда-то мне придется сделать нелегкий шаг – оставить кафедру. Но я пока чувствую в себе силы и желание быть среди моих коллег, друзей, учеников, да и отойти от дел пока не получается. Задумываюсь я и над тем, кому можно передать эстафету, на кого оставить кафедру. Пока эту задачу я не решил, но работаю в этом направлении.
Средства передвижения
Моим первым личным транспортом был мотоцикл. Его мне купили (подарили), когда я вернулся в Ижевск из училища. Дядька в то время работал на редукторном заводе начальником планово-финансового отдела. Он как-то сумел без очереди получить мотоцикл с коляской Иж-49. Это была вторая модель, которую выпускал Ижмаш (первая была Иж-350 без передней подвески с жесткой рамой). Было это в 1958 году. Как сдавал на права, не помню. Учился самостоятельно, автошкол еще не было.
Гаража, разумеется, у меня не было. Коляску я отцеплял и как-то запихивал в сарай, а сам мотоцикл закатывал в сени – мы жили в деревянном доме. Вечерами гонял по пустынным окрестным улочкам и тротуарам – машин тогда практически не было.
Коляска моего мотоцикла была тяжеловата, скорости были небольшие. Но послужил он мне честно. Помню, что в курсантском бушлате возил на нем жену с дочкой в поликлинику – она находилась там, где сейчас трамвайное кольцо в Городке металлургов. До 1966 года пользовался этим транспортным средством, но стоял в очереди за автомобилем. Раз в месяц на улице Горького за располагавшимся там магазином «Динамо» была перекличка. Сначала нацеливался на новую модель «Москвича», но пока ждал очереди, консультировался, присматривался, в итоге решил покупать «Волгу». Конечно, против 3 000 рублей (цена «Москвича») цена «Волги» (5 600 рублей) кусалась. Но на семейном совете меня поддержали, и когда подошла очередь, купил ГАЗ-21 «Волга». Оказалось, что это была последняя партия, которая пришла в Ижевск.
Водительские права у меня были получены заранее. К тому времени у нас в институте организовали при военной кафедре курсы обучения вождению, учили правила, вождение грузовика. Инструктор был человек суровый, если я что не так педалями делал, прямо сапогом по ноге мог получить. На тех грузовиках-полуторках не было никаких «автоматов», переключать передачи надо было с перегазовкой. Помню, остановит инструктор на подъеме: «Давай, трогайся». Ничего, осилил, получил права.
Купил «Волгу», начал ездить. Были проблемы с гаражом – договаривался с теми, у кого временно пустовал сарай или гараж. В то время моим соседом снизу был Леонид Алексеевич Пантюхин, человек интересной судьбы, замечательный организатор. Он предложил: давайте построим во дворе гаражи. Нас набралось человек 8, выбрали место во дворе между елками, которые там росли, и теплотрассой, которая шла к «хрущевской» даче. Вокруг институт активно строился: корпус, общежитие. Битого кирпича много было – собирали, закладывали в фундамент, бетонировали. Жена Пантюхина работала на Ижстали, помогла нам купить недорого бракованные плиты. Наняли кран, привезли плиты. В выходные вся наша команда работала, их ставила. А в понедельник Пантюхину нагоняй – оказалось, что нашу ударную работу видел секретарь обкома по промышленности В. К. Марисов, который в те дни отдыхал на «хрущевской» даче. У него сразу в голове: ага, корпус строить заканчивают, наворовали, вот что-то себе и строят. Разобраться, прекратить!
Первым делом, ясно, прекратили. Потом стали разбираться. Я был казначеем нашей стройки, документы в порядке, все до последнего килограмма цемента было куплено – накладные, счета в наличии. Быстро убедились, что воровства нет. Но доложить «наверх» ревизоры побоялись: разве В. К. Марисов может ошибаться? Так наше строительство было заморожено года на три. Потом В. К. Марисова повысили, народ, который нас проверял, поменялся, ситуация подзабылась, и нам негласно дали отмашку: стройте. Мы построили.
Но спустя несколько лет была еще одна попытка со стороны В. К. Марисова убрать эти гаражи. Происходило это в то время, когда начались «гонения» на сараи, которых в Городке металлургов, особенно на месте, где сейчас находится наш детский сад, было множество. Для кого-то это дровенники, для кого – курятники, а в народе называли «шанхайчики». Было решено: снести. И наши гаражи стали рассматривать как «шанхайчики». Но не получилось благодаря прозорливости Л. А. Пантюхина. За несколько лет до этих событий он при разработке генерального плана застройки студгородка включил туда маленький квадратик с номером в спецификации и обозначением «гаражи». План утвердили в установленном порядке, в том числе в Минстрое РФ. И тогда, когда нам предписали снести гаражи, Пантюхин ответил: «Нет, ребята. Есть планировка, утвержденная Минстроем России, для Минстроя указания Марисова значения не имеют. Чтобы убрать гаражи, надо сначала изменить генеральный план по всем правилам». Председатель Октябрьского исполкома, к которому мы с Пантюхиным тогда ходили и объясняли ситуацию, сказал, что этим заниматься не будет. Тем все и закончилось, гаражи во дворе общежития № 2 до сих пор стоят.
На своей первой «Волге» я ездил 20 лет, сам ремонтировал – тогда вообще автосервисов не было, с деталями было туговато. Если удавалось договориться в таксопарке, могли что-то сделать, а в остальных случаях приходилось надеяться только на себя и своих друзей. На задние колеса ставил «газоновскую» резину – по какой только грязи не ездил. Потом, когда машина постарела, решил купить новую «Волгу» – ГАЗ-24. Я тогда был еще ректором, и заместитель Председателя Совмина В. А. Соловьев откликнулся на мою просьбу, так как курировал такие дела, и как-то позвонил: «Давай действуй! В твоем распоряжении 3–4 дня!». Дело было непосредственно перед существенным повышением цен, упускать такую возможность никак нельзя.
Сложно было: автомобиль надо получать в Горьком, деньги платить здесь. Для перегона машины взял с собой приятеля и его знакомого, который учился в Школе милиции и имел кое-какие связи в Горьком. Приехали на завод, там тоже сложная система, множество инстанций. Подошли к последней подписи, после которой можно идти выбирать автомобиль, а мне говорят: «А деньги куда заплатили? Мы этой конторы не знаем». Время: 30 марта, 31-го все заканчивается. Звоню в Ижевск, к счастью, поняли, что и как делать. Жду. В этот день так никаких подтверждений из Ижевска не дождался. На следующее утро опять звоню в Ижевск. Наконец, после обеда пришла телеграмма, разъяснение, подпись получил, выбрали автомобиль, за ворота завода выгнали, но чтобы дальше ехать, нужно еще какие-то бумаги оформить. А рабочий день уже окончен. Пришлось искать стоянку – за бутылку водки договорились со сторожем, оставили. Сами пошли ночевать к знакомым. А ночью спать не могу: оставил машину без номеров, без документов… Найду ли утром ее на этом месте? Как только рассвело, мне уже не до завтрака, разбудил приятелей и бегом на стоянку. Бегу вдоль забора, смотрю – стоит. Отлегло!
Оформил последние документы, можно в путь, стал заводить – не заводится. Только кривой стартер помог. За время, пока на заводе толкались, слышали, что качество сборки так себе. Поэтому перед дальней дорогой заехали на эстакаду, подкрутили гайки, пробки. Помогло, но лишь временно. Пока ехали, несколько раз останавливались, чтобы повторить эту процедуру. Так с приключениями все-таки добрались домой. Потом я обратился к одному парнишке, который у нас на водной станции занимался двигателями скутеров, а они тогда все были от «Волги». Парень, как рыба в воде по этим вопросам, сразу понял причину моих проблем, дал дельный совет. Я сделал так, как он сказал, и потом проблем с двигателем не испытывал.
После этой «Волги» купил еще одну – ГАЗ-31. Затем ездил на Chevrolet Niva, Nissan Qashqai, теперь у меня Hyundai X35.
Считаю, что я аккуратный водитель. Приходилось, правда, быть участником ДТП. Но виноват всегда был не я. Одна авария была серьезной, но обошлось. Еще одна – с участием машины, управлял которой пьяный офицер ГИБДД. Много времени и сил пришлось потратить, чтобы доказать свою правоту. А как-то летом необоснованно отобрали водительские права. Пришлось через суд возвращать. Получилось – права вернули. Но каждый раз на личном опыте убеждался, что любая нештатная ситуация на дороге – это много и нервов, и времени.
Дачные дела
Одним из моих приятелей еще с 8 класса был Виталий Григорьевич Щуклин, у которого имелся небольшой домик в Степаново на Каме. Наши семьи и семья М. М. Исмагилова там иногда собирались, вместе отдыхали. Однажды пришла идея тоже обосноваться в Степаново, тем более что там было много заброшенных хозяйств. Нам приглянулись участки на краю улицы Верхней с заколоченными домами. Первая встреча с председателем завершилась отказом: мол, городским, тем более, из Ижевска нельзя. Во время второй встречи все-таки удалось договориться. Нашли хозяев – они жили на другой улице. Оформили документы, начали заниматься хозяйством. Мне достался участок соток 30, весь поросший крапивой с человеческий рост, был дом, палисадник, в котором росла черемуха, и ворота. Забора не было.
Начали осваиваться. Из жердочек (доски везти накладно) сделал забор, отгородил соток 15. Посадили деревья, викторию, смородину, овощи, картошку. Деревенские удивлялись: у вас помидоры растут? У них-то только картошка и черемуха росла, больше ничего. Хотя климат там благодатный – градуса на 2 теплее, чем в Ижевске. Земля бедновата, но на моем участке ее долго не обрабатывали, отдохнувшая была, вот и росло все неплохо. Одна проблема – воды нет, колонка далеко. Но я на машине, фляги загружу – так и выкручивались.
Домик был небольшой – на два окна, печка из глины, я ее разобрал, сложил кирпичную, оклеил обоями – немного уютнее стало. Планы стали рушиться, когда однажды приехали, а в огороде вся морковь выдергана, по борозде разбросана. И ни одной тыквы нет. Оказалось, что это местные мальчишки приняли их за арбузы. Вроде бы ничего страшного, но настроение заниматься этим хозяйством упало. Тем более что подвернулась возможность купить садоогород в «Березке», что на 9-м км Як-Бодьинского тракта. Перебазировались туда, а хозяйство в Степаново еще некоторое время оставалось моим, пока я не продал его Г. А. Буденкову. Он тогда приехал из Челябинска, сам охотник-собачник, а в городе собак держать негде. Работал в физтехе, занимался разработкой приборов для эхолотов. Тогда для этих работ В. А. Трапезников планировал организовать в Степаново исследовательский центр, даже купили здание старой школы.
Когда меня начали «прессовать», в Степаново (я еще тогда не расстался формально со своим хозяйством) из обкома партии присылали комиссию: в жалобе было написано, что там у меня чуть ли не дворец, построенный на институтские деньги. Ходили тогда члены комиссии вокруг моего дома, в заколоченные окна заглядывали – где же тут дворец спрятался? Наконец я продал участок в Степаново, занялся огородом. Там был небольшой домик, мы его вдвоем с зятем перестроили, надстроили 2-й этаж, утеплили дощатый пристрой. После суровой зимы 1978–1979 годов на участке вымерзли все деревья, пришлось посадить новые. Баню построил, теплицы поставил. Там долго жили каждое лето.
Теперь это хозяйство дочери. А я перебазировался на новое место – когда Ижмаш решил организовать коттеджный поселок в Новом Игермане, мне предложили взять там участок. Место низкое, летом – просто болото. Стал осваивать, благо тогда рыли котлован для домов на 7-й Подлесной, договорился, заплатил – землю возили мне на участок и на дорогу к нему. Посчастливилось купить битый кирпич для укрепления дороги. Потом нанял бригаду, за два года построили дом. Там сейчас живем практически целое лето, да и зимой нередко приезжаем. С кафедрой не раз там отмечали Новый год.
Что касается бывших студентов, то они меня не забывают. Многие из них постоянно окружают меня и на кафедре, и на предприятиях, с которыми сотрудничаю. Но случаются и разовые встречи – в поезде, например. Узнают, охотно разговаривают, благодарят и не пытаются скрыться за своей изменившейся за прошедшие годы (иногда десятилетия!) внешностью. В чем-то многие из них меня превзошли, например, в навыках работы с компьютером, владением иностранными языками. Но тот факт, что с 1972 года я заведую кафедрой, говорит сам за себя – значит, и у меня тоже есть свои козыри.
Между прочим, я даже стал объектом известной вузовской шутки на пару с одним из моих учеников – А. У. Дорфом. Вот эта история.
Встречает как-то в коридоре во время пары студент Дорф преподавателя Шаврина.
Шаврин: Вы почему не на лекции?
Дорф: А Вы?
Шаврин: За меня читают.
Дорф: А за меня – сидят!
Вот, например, рифмованная «деловая» биография по случаю юбилея…..
кого бы вы думали? Угадайте, как говорят студенты, «с трех раз»!
Отец Олега – Ваня
Рожден был под Рязанью.
И дед, и прадед – все с Оки,
И, далеко не батраки,
Пришли к эпохе Ленина.
Там родина Есенина,
Простор, луга, песнь соловья,
Кирпичный дом, роса, туман
Оставили в душе тоску, дурман
Любовь к земле, природе,
Сознань, что достиг вершин,
Но был всегда в народе.
Наш юбиляр еще под стол
Без сгиба проходил
Когда с семьей
Попал в одну из тех годин
Когда кто прав, иль виноват –
Все шли с одною версией.
Ну, в общем, что ни говори, но то была репрессия.
С трудом решились на побег
С родимых мест насиженных.
И тот побег привел в Сентег, заставив всех их заменить
Земельку чисто русскую
На бедную – удмуртскую.
А тут война – совсем беда.
Отец на фронт попал – пропал.
Под Минском в партизанах
И только лишь когда
Спровадили незваных –
Нашелся след его и прах
Что делать сыну?
Он решил
В защиту родины, взамен отца
Свою подставить спину.
Всю жизнь и телом, и душой
Предаться службе тяжкой, и все оставшиеся дни
Натягивать тельняшку.
Но не судьба была Олегу
Морскому волку стать коллегой.
С здоровьем что-то нелады –
Пришлось – подальше от воды:
Послать Океанический, со службой завязать, нырнуть
В Ижевский механический.
Окончен ВУЗ, но парень хваткий
В начале вроде бы украдкой
Схватил пружину, повертел
И снял с нее, чего хотел.
Но, не успев попасть в прострацию, призвав науку, защитил
С пружины – диссертацию.
Поняв затем, что он из тех,
Кто между дел мирских, утех
С наукой должен быть –
Гораздо откровеннее,
И, потрудясь, схватить ее
За место сокровенное.
Он понял также, что один
Не может в поле воин
Достигнуть многого того, чего достичь достоин.
Так, значит: Коллектив создать –
Поставлена задача.
Тогда не только бы ему
И по талантам, и уму,
Могла бы быть отдача.
Ну, к женщинам подход простой:
Желательно, чтоб холостой
Была б она, фигура – с талией,
И важен ум! Ее удел –
Помимо дел,
Отбросив все сомнения
Улыбкой, обликом давать
В науке вдохновение.
(То шутка – женщины простят
За шутки добрые не бьют, не мстят
И если что в душе оставлено,
Он все свезет – вали на Шаврина)
Мужчина должен быть пленен
- наукою,
В металл влюблен,
И не считать труды до ночи
- скукою,
Башкой вертеть почти как филин,
И в ней иметь -
Возможно более извилин.
Так, не по щучьему велению,
Олега Шаврина хотению,
Собрался дружный коллектив,
В дела идеи превратив.
Все, что рождалось с мукою
Кончалось вдруг наукою.
А тут Бернштейн,
Хоть не Эйнштейн,
Но тоже – бог,
ВТМО связать помог
Пружину с дислокацией.
В итоге Шаврин защитил
Вторую диссертацию.
И шли года.
Но вот беда:
Хотелось лучше, как всегда
А вышло: как-то, между тем,
По Черномырдину совсем.
На время шеф наш подзабыл
И коллектив, и диссертации:
Собой на 10 лет закрыл
Дыру в администрации.
Но, кажется, теперь считает -
Что дал он маху.
В научном плане те года
Пропали прахом.
И коллектив – не та уж сила,
Как всю страну – его косило.
На что - в подъеме был «Восход»,
И тот Борис пустил в расход.
Вопрос нам этот не по чину,
Другой Борис всему причина,
Которому быть во главе
Мешал с пятном на голове.
На рынок запада смотрели,
Но только – зря.
В башках обеих мы усмотрели
Присутствие царя.
Наш юбиляр не растерял
Энергию и силу духа.
Вернулся к кафедре,
А здесь – везде разруха.
Собрал остатки коллектива
(Другого не было мотива
Для жизни, как, приспособляться
К условиям другим),
заняться
Добычей средств.
И способ лучший -
Используя багаж научный.
Чуть-чуть как будто получилось
(худого только б не случилось),
Немного стали оперяться,
Шутить, друг другу улыбаться.
Хотелось бы скорей подняться –
Над той разрухой.
И вновь, как прежде,
Пожелать всем «пира духа».
Вот, кажется, теперь есть все:
Почет и уважение,
Признанье,
Много докторов,
Рожденных в окружении,
И, главное, еще запал
В душе его не перестал –
Гореть,
Не думая о тлении.
Вести, толкать коллег вперед
Без мысли о снижении.
В наброды эти я скачал
Лишь деловую биографию.
О женщинах почти смолчал.
Как он с женой детей качал,
О том, как он врагов кончал,
Как дом построил – свой причал,
Еще бы долго я мычал –
Тянул на монографию.
Вот год наставший, говорят,
Собаки будет красной.
Нам можно всех цветов подряд –
Была бы жизнь прекрасной.
А вот китайцам говорим:
«Мы оторвем вам яйца!»
Нами давно заявлено:
Мы сами год свой сотворим
Он будет годом Шаврина!!!
Маслов Лев Николаевич, профессор кафедры «Производства машин и механизмов» 2006 г.
Галерея жизни (портрет, фото отражающие рабочий процесс, научные мероприятия(выступления), достижения, увлечения)