C днем рождения, кафедра!

19 декабря в ИжГТУ состоится расширенное заседание Ученого Совета машиностроительного факультета, посвященного 60 - летнему юбилею кафедры «Стрелковое оружие»

На торжества приглашены представители администрации университета, органов госвласти республики, местного самоуправления г. Ижевска, ветераны – оружейники и бывшие сотрудники кафедры «Стрелковое оружие», а также и студенты ИжГТУ. На день рождения кафедры получили приглашение коллеги - представители родственных кафедр Тульского, Волгоградского, Пермского университетов, а также МГТУ им. Н.Э Баумана, конструкторы и специалисты ОАО «Мотовилихинские заводы» г. Пермь, ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск), ОАО «Концерн «Калашников», ОАО «Аксион холдинг», ОАО «Электромеханический завод «Купол», ЗАО «Техкрим», Удмуртского центра стандартизации и метрологии, ЗАО «Байкал», ОАО «Ижевские ружья», ОАО «Ижевский арсенал», БПОУ «Ижевский индустриальный техникум», МБОУ «ИЕГЛ «Школа № 30», сотрудники Фонда М.Т.Калашникова, Музейно-выставочного комплекса им.М.Т.Калашникова и Национального музея УР.

Кафедра «Стрелковое оружие»– почти ровесник ИМИ-ИжГТУ (г. р. 1952), созданного в период, когда государство сформировало потребности расширенного производства стрелково-пушечного автоматического оружия и подготовки соответствующих специалистов в Удмуртии.

У истоков кафедры стояли опытные оружейники, выпускники прославленных ЛМИ («Военмеха») и МВТУ им. Баумана: первый завкафедрой, сын ижевского рабочего, к.т.н., доцент, преподаватель МВТУ им. Баумана А.А. Юркин, В.И. Кулагин, Л.Е. Михайлов, В.М. Земцов, В.Г. Кочуров. Также весомый вклад в становление кафедры внесли В.И. Гринберг, В.А. Карпунин, Г.И. Щеглов, В.И. Черезов, В.П. Якимов, А.А. Чистяков, В.Г. Щуклин, Ю.В. Николаев, А.М. Лапшин, В.А. Кутергин, А.В. Столов и многие другие. Сегодня кафедрой руководит доктор технических наук, к. э. наук, профессор Сергей Анатольевич Писарев.

  

За 60 лет своего существования кафедра подготовила около 2500 специалистов в области стрелково-пушечного, артиллерийского и ракетного оружия. «Стрелкачи», как иногда называют их в техническом университете, - особая гордость вуза. Имена многих выпускников кафедры «титульной» для Ижевска специальности широко известны в нашей стране и за рубежом: Г.Н.Никонов, В.А.Ярыгин, А.И.Нестеров, Б.М.Зорин, И.Е.Дерюшев, В.М.Калашников, В.Д. Стронский, М.Е.Драгунов и многие другие;

В 2013 году, в честь 80-летнего юбилея профессора кафедры Алексея Афанасьевича Коновалова, выдающегося российского ученого, который первым в ижевском вузе прошел путь от студента до доктора наук, было принято решение присвоить кафедре его имя.

Кафедра - единственная в университете награждена двумя почетными грамотами Государственного Совета УР: грамотой Союза Российских оружейников, а в ноябре 2014 г – высшей наградой УР - грамотой Удмуртской Республики «…за подготовку конкурентоспособных специалистов для оружейных предприятий…».

При кафедре «Стрелковое оружие» создано структурное подразделение «Институт стрелкового оружия им. М.Т.Калашникова», а также - музей оружия (учебно-научный музей кафедры) и тир.

Коллекция оружия ИжГТУ является лучшей среди подобных собраний вузов России и насчитывает более 600 образцов оружия отечественного и зарубежного производства. Начиная с 2002 г. с некоторыми экспонатами музея знатоки и любители оружия могли познакомиться на международной выставке-ярмарке «Российские охотничье-спортивные товары» («РОСТ»).

 

В преддверии 55-летнего юбилея ИжГТУ, на площади у II корпуса вуза также появился и музей оружия под открытым небом: шесть учебных образцов крупнокалиберных орудий, которые уже стали таким же символом ИжГТУ, как и «Вечный студент» 

Подземный тир ИМИ-ИжГТУ, уникальный стрелковый комплекс, построенный в начале 70-х годов прошлого столетия, сегодня переживает второе рождение. В подземном полигоне ведется капитальный ремонт, закуплен современный измерительный комплекс.

Начало расширенного заседания Ученого Совета факультета, посвященного юбилею кафедры, в 14 часов, в ауд. 420 корпуса № 2 ИжГТУ.

Из истории кафедры «Стрелковое оружие»

По просьбе пресс-центра ИжГТУ, «Краткий курс истории кафедры» прочел

заведующий кафедрой Сергей Анатольевич Писарев, доктор технических наук, кандидат экономических наук, профессор, почетный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки УР, заслуженный экономист УР, академик Академии военных наук РФ, лауреат премии им. М.Т.Калашникова: 

- Итак, ровно 60 лет назад, осенью 1954 года на оборонной кафедре в Ижевском механическом институте было два штатных преподавателя к. т. наук Аркадий Андрианович Юркин, выпускник ленинградского «Военмеха» (завкафедрой) и его молодой коллега Владимир Михайлович Кулагин, выпускник Бауманки, а с ними – на полставки, выпускник МВТУ им. Баумана, Гринберг Владимир Наумович, сотрудник конструкторского бюро М. Т. Калашникова на «Ижмаше». Весной, через год пришел на кафедру еще один выпускник «Бауманки» – Олег Евгеньевич Михайлов, а осенью этого же года приехали в Ижевск полковник, выпускник артучилища им. Дзержинского Виктор Митрофанович Земцов и выпускник промышленной академии Миноборонной промышленности Василий Александрович Карпунин (впоследствии – ректор ИМИ)

В 1956 году эта оборонная кафедра разделилась на две: стрелковую и артиллерийскую (завкафедрами стали соответственно Юркин и Земцов). В 1957 году в вуз пришел работать очередной бауманец Виктор Григорьевич Кучеров, который сменил впоследствии Юркина на посту завкафедры в конце 60-х гг. Два года он работал у нас и уехал по семейным обстоятельствам в Волгоград, где до сих пор возглавляет артиллерийскую кафедру «Автоматические установки».

В 60-ом году после окончания ИМИ на кафедру пришел Анатолий Ефимович Калинников, который потом был проректором института по научной работе. На кафедре он проработал только полтора года, уехал учиться в аспирантуру МВТУ им. Баумана и перешел с оружейной тематики на ракетостроение, и потом два десятилетия возглавлял у нас мощную тогда кафедру «Сопромата».

Владимир Иванович Кулагин был человек энергичный, неутомимый организатор, и в 1968 году он «пробил» на основании двух приказов - Министерства оборонной промышленности и Министерства высшего образование РФ, создание при кафедре лаборатории автоматических машин. Эта лаборатория стала своего рода филиалом Центрального научного института точного машиностроения г. Климовска.

Первым руководителем лаборатории был Чистяков Авир Степанович, потом - Черезов Виктор Иванович, затем Сутицкий Степан Яковлевич, районный военпред, его сменил Севастьянов Борис Владимирович, впоследствии – доктор наук, возглавлявший большое опытное конструкторско - технологическое бюро «Восход», сегодня - завкафедрой. Позже лабораторией руководил Селетков Сергей Григорьевич, доктор наук, сегодня заведующий кафедрой математики ИжГТУ, затем – к . т. наук Сарыгин Сергей Петрович, также наш коллега. В первом составе лаборатории работали Виктор Иванович Черезов, Владимир Захарович Брагин, Владислав Леонидович Галаган, Гнедин Владимир Михайлович, Писарев Сергей Анатольевич, Бурков Александр Иванович, Ситников Лев Григорьевич, Виктор Лисин.

Кафедре и лаборатории был необходим тир, поэтому, опять-таки неутомимый Кулагин, инициировал его строительство. Сначала тир планировали во дворе 2 корпуса, но из-за наличия там сети подземных коммуникаций, решили строить тир перед корпусом под землей, - в ту пору в институте ходила легенда, что строится подземный переход через улицу Студенческую в первый корпус.

В 70-ом году, когда Кучеров уехал, «Стрелковую кафедру» возглавил Алексей Афанасьевич Коновалов, представитель самого первого выпуска ИМИ, 1957 года, работавший на артиллерийской кафедре под руководством В. А. Карпунина, и защитивший к тому времени докторскую диссертацию. Человек талантливый, с широким кругозором, отличавшийся способностью видеть перспективы развития, он привнес в деятельность кафедры методологию системного подхода, и с этого временим тематика и диапазон работ кафедры развернулась, что называется, «широким фронтом»: стрелковое оружие, артиллерия, укрепились различные профессиональные связи с МВТУ им. Баумана, с различными НИИ и предприятиями страны, в общем, Алексей Афанасьевич определил направление и перспективы развития кафедры на долгие годы. Он заведовал кафедрой 28 лет, до 1998 года, и период штат лаборатории при нем насчитывал до 70 человек, а научная школа в целом дала десятки кандидатов и докторов наук. Конечно, вся тематика была закрытой, но была возможность принимать лучших - талантливых, грамотных, – и все это благотворно сказалось на научном росте. Только один пример – в 1957 году оружейную кафедру окончил Виктор Петрович Ионов, руководитель «Ижмаша», Герой Социалистического Труда.

В 1975 году в ИМИ приехал из Москвы молодой 40-летний ученый, Липанов Алексей Матвеевич, который возглавил институт, и через год, в 1976 г., он создал ученый совет по защите кандидатских диссертаций закрытого направления, - это для оборонного института было большое событие. А. М. Липанов, который впоследствии стал известным ученым, академиком, активно участвовал в развитии кафедры, в течение долгих лет оппонировал диссертации, всемерно помогал коллегам и т. д.

Так случилось, что первым в этом диссертационном совете защищался ваш покорный слуга, а второй - Виталий Андреевич Девяткин из Пермского политеха. Что примечательно, на защиту его оппонентом приехал выдающийся ученый, пользовавшийся громадным авторитетом Орлов Виктор Борисович, завкафедрой МВТУ им. Баумана «М-6» (ракеты, артиллерия, стрелковое оружие). А моим оппонентом был Горохов Михаил Семенович – баллистик с мировым именем и Королев Алексей Александрович, в то время молодой кандидат наук, а впоследствии – известный специалист, доктор наук и профессор ( друг нашей кафедры, к сожалению ушедший из жизни год назад).

С этого времени берет начало профессиональное и тесное сотрудничество между оружейной кафедрой ИМИ-ИжГТУ и кафедрой «М-6» (прежде - Машиностроительного факультета МВТУ, сегодня факультета «Специальное машиностроение»), а А. А. Коновалов это сотрудничество тогда всемерно укреплял. Забегая вперед, отмечу, что сегодня кафедру в Москве возглавляет генеральный конструктор КБ машиностроения г. Коломны Кашин Валерий Михайлович (в частности, в коломенском КБ проектировались знаменитые «Искандеры»). А мы, чтобы сохранить и развивать эти контакты двух кафедр, по своей инициативе разработали программу сотрудничества, и в этом году МВТУ им. Баумана нашу программу утвердило на уровне ректора и завкафедры. Новая программа ориентирована на молодежь и стратегическое развитие обоих кафедр и уже приносит практические результаты, в частности, В. М. Кашин стал участником наших первых «Калашниковских чтений» (, которые недавно прошли в ИжГТУ в формате онлайн –конференции. Студенты - молодые ружейники наших факультетов и кафедр установили свои контакты, и, надеемся, это принесет свои плоды.

Как я уже говорил, в школе Коновалова были подготовлены замечательные ученые, но ведь путь в науке редко «усыпан розами», не было в науке никогда «райских кущ». Всегда были интересные времена, но часто и сложные. В нашей области сказывалась еще и закрытая тематика и централизованное управление, темы могли устаревать и, к сожалению, не всем удалось реализовать свои идеи или официально получить статусы успешной научной карьеры. Я уверен и говорю открыто: доктором наук, заслуживающим этого звания по всем параметрам должен был стать замечательный специалист Виктор Иванович Черезов, талантливый и эрудированный ученый, математик и физик Александр Михайлович Лапшин, по своему профессиональному уровню, конечно, доктор наук - Юрий Васильевич Николаев, к сожалению, недавно ушедший из жизни.

Огромная заслуга в развитии всей оружейной тематики принадлежит приборной группе кафедры: Лев Ситников, Виктор Лисин, Виталий Мыльников, Анатолий Девятов, В. Тотьмянин, – именно они обеспечили экспериментальные исследования, сделали всю измерительную цепочку замеров параметров, - все это их рук дело, им обязаны и благодарны все мы, кто писал свои работы и успешно защищался. И, конечно, наши первые помощники во всех экспериментах и исследованиях - инженерная группа кафедры: Саша Буркин, Юра Рязанов, Леня Полев.

В 80-е годы прошлого века тематика исследований кафедры продолжалась и расширялась по многим направлениям - стрелковое оружие, артиллерия, реактивные ствольные системы,специальные системы защиты различных объектов. Тогда в СССР работал очень солидный «ЦНИИ химии и механики», - центральный институт Министерства машиностроения, с которым мы тесно сотрудничали около десяти лет. По инициативе НИИ в СССР был создан единый баллистический центр, который «отвечал» за баллистические исследования и объединял всех баллистиков страны. В баллистический центр от ИМИ входили А. А. Коновалов, М. С, Горохов, И. Г. Русяк, В. Н. Диденко, С. А.Писарев.

Но, к сожалению, в 90- е годы все рухнуло, последний раз баллистический центр собирал всех на совещание в 1990 году… И, честное слово, вспоминать 90-е годы не хочется, так или иначе все представляют, как эти годы отразились на обороной промышленности и оборонных кадрах…

Я стал завкафедрой в 1998 году: в год памятного многим кризиса. Тем не менее, мы с коллегами сообща приняли концепцию развития кафедры на 5 лет - обсуждали и принимали ее всем коллективом. В результате, было принято главное направление развития и определены первые необходимые меры по созданию условий этого развития. Во-первых, это было всемерное, буквально в «экстренном порядке» укрепление связей с заводами, во – вторых, было необходимо открыть название кафедры (у нас было закрытое название - «Проектирование автоматических машин»), и для этого надо было провести соответствующую работу; необходимо было начать ремонт тира, необходима была новая современная измерительная аппаратура, надо было получить лицензию на разработку оружия и допуск к специализированной информации, обеспечивать современный уровень учебно-методического сопровождения учебного процесса внедрять систему автоматического проектирования.

Основные пункты этой концепции мы смогли реализовать. Мы вступили в «Союз российских оружейников», в университете открылся специализированный «Институт стрелкового оружия им. Калашникова», - получить это имя институту при кафедре ИжГТУи открыть название кафедры помогла поддержка правительства Удмуртии.

Кафедру посетил тогда зампредседателя Правительства УР Николай Иванович. Хохлов, который посмотрел на наши старые системы, спросил, - а где же новые, современные? А ничего не было…

Мы получили компьютерную технику (в том числе, помогли заводы), решали проблему получения оружия с предприятий, и в результате - более 20 образцов оружия кафедра получила; было принято постановление Правительства УР о господдержке нашей кафедры и был создан ее попечительский совет, в который входили главные конструкторы крупных заводов, вице-мэр г. Ижевска, представители МВД и ФСБ, ректор ИжГТУ и ведущие преподаватели кафедры. Почетным председателем совета являлся Михаил Тимофеевич Калашников. Этот совет собирался несколько раз и, конечно, его существование позволило мне напрямую обращаться к нашим партнерам и попечителям. Посещал кафедру и преемник Хохлова, курировавший промышленность, первый заместитель Председателя Правительства УР, Виктор Алексеевич Савельев, сегодня - Председатель Правительства УР, который также выслушал все наши проблемы и оказывал нам поддержку.

А в 2003 году мы «замахнулись» на разработку закона «О государственной поддержке подготовки конструкторов-оружейников УР», поддерживал нас Н. И. Хохлов. Мы получили предварительное одобрение наших разработок Председателя Правительства УР Ю. С. Питкевича, но, когда состав рабочей группы представлял их на Президиуме Правительства УР, против высказались руководители социального блока: чем оружейники лучше врачей или учителей? К сожалению, закон остановили, но, в результате, была разработана «Концепция развития системы подготовки конструкторов-оружейников Удмуртской республики» под руководством в то время первого зампредседателя Правительства УР В. А. Савельева, утвержденная решением Правительства УР в 2006 году. Она также принесла свои конкретные плоды: за одним столом встретились руководители министерств промышленности и образования республики, руководители заводов, ректор и специалисты вуза, на основании «Концепции» была разработана программа сотрудничества заводов и предприятий с ИжГТУ и кафедрой с конкретным перечнем мероприятий, и утвердил программу зампредседателя Правительства УР В. В. Богатырев

А в ИжГТУ начался ремонт тира. Три года делали гидроизоляцию, – и, если бы не начали реконструкцию тогда, трудно представить был бы у нас теперь тир или нет. Тир очень долго не ремонтировался и не поддерживался - в материально неблагополучные для вуза годы, был сильно нарушен подземными грунтовыми водами, это серьезная стройка, и «одним рывком» ее не осуществить.

Сегодня для тира приобретен уникальный информационно – измерительный комплекс нового поколения, - и огромное спасибо ректору за поддержку и материальное обеспечение этого. Восстановление и современное оснащение такого объекта – не только проблема кафедры «Стрелковое оружие», безусловно, это дело всего университета, соответствия вуза современному уровню и перспективам будущего. Надеемся, что в начале 2015 года ремонт тира будет закончен.

Еще одно «судьбообразующее» событие для развития кафедры – это внедрение системы автоматизированного проектирования, которая уже действовала на заводах. Вопрос о внедрении такой современной системы горячо обсуждался в 2002 году на научной конференции, и, в результате, была поставлена задача систему внедрить, хотя мнения специалистов тогда резко разделились. На конференции тогда присутствовал Никонов- он был горячим сторонником этой система в вузе, но были и противники этой идеи, которые аргументировали свое мнение тем, что за автоматизацией системы скрывается сама физика процесса (например, логарифмическая линейка дает плюс к пониманию и видению процесса, а при автоматизации – этого нет).

И все-таки мы эту систему поставили, руководство института обеспечило нас компьютерным классом, лабораторные работы стали делать в компьютерном режиме, с боевого оружия перешли на пневматику, т. е. сделали определенную замену в процессе подготовки, но замену, адекватную нашим задачам. А если бы мы в свое время этого не сделали? Без собственного стрелкового комплекса, без автоматизированного проектирования мы бы безнадежно бы отстали от современных технологий, - впору было бы закрывать кафедру…

Время от времени убеждаешься, что правильно поставленная задача и умение смотреть вперед всегда приносит свои весомые результаты. Еще один пример: выставка РОСТ, на кафедре сегодня хранится множество дипломов этой всероссийской выставки. А как все начиналось?

Впервые пришел я на эту выставку в 2001 году… Прошел по всей выставке - везде оружие представляют наши выпускники. Только самой кафедры – нет, хотя именно оружейная кафедра и дает это самый главный «продукт» - выпускников, тех, кто это оружие делает. Полчаса я убеждал министра промышленности, что нам надо участвовать в этой выставке, технический университет и кафедра просто обязаны стать участниками РОСТа. Так и случилось… Н. И. Хохлов опять нам помог, и первые два стенда кафедры на РОСТе тогда представляли «планов наших громадье»: что мы можем , что такое система создания оружия, какова наша роль в этой системе. Еще два больших планшета были посвящены нашими выпускниками, - и это вызвало интерес. Потом добавили в экспозицию студенческие проекты, потом первые 7 образцов оружия из нашего оружейного музея… И на следующий год нам говорят: давайте больше оружия! Коллекция в 20, 30, потом из 70-80 образцов, - и теперь уже можно сказать, на выставке нас ждут в обязательном порядке.

А ведь именно эта выставка позволила и нам самим и участникам и посетителям понять - а кто собственно стоял за тем или иным видом оружия, кто его создавал, какие выпускники и каких поколений. Ведь, как правило, само оружие прекрасно известно профессионалам и знатокам, а вот кто его автор, кто принимал участие в разработке и создании - мола кто назовет. На слуху знаменитые фамилии - Калашников, Драгунов, Никонов, а года три назад спрашиваю студентов: кого еще знаете? Никого не знают. Стало понятно, что информации просто не хватает, мы вообще плохо себе представляем вклад в создание оружия того или иного конструктора, их имена, их достижения и победы.

В результате, в 2007 году в ИжГТУ вышла первая в своем роде книга «Конструктор ХХI века» (под редакцией авторов И. В. Абрамова и С. А. Писарева), посвященная оружейникам с фотографиями наших выпускников, образцами дипломных проектов, в которой было показано, что кафедра - заводы - оружие – это неразрывная система, единый организм, кафедра – это как мощный корень всего «Стрелкового дерева». Потом стало понятно, что тема отнюдь не исчерпана и появилась идея: пусть наши выпускники сами расскажут о себе, напишут о своем творчестве. Так родилась вторая книга «Оружие и его создатели: связь времен» (издание под редакцией Б. А. Якимовича и С. А. Писарева). И, хотя собирать материал для книги со всех наших заводов было не просто, книга состоялась – около 400 страниц творческих записок ижевских конструкторов, в частности, получилась некая летопись конструкторской школы, - и искреннее спасибо ректору Борису Анатольевичу Якимовичу за всемерную поддержку и участие в этом проекте.

Третья книга этой, условно говоря, оружейной серии – еще порядка 700 страниц творческих воспоминаний выпускников кафедры «Стрелковое оружие» в книге: «Профессия оружейник - единство образования и науки» (общий объем издания - около 1000 страниц и около 1000 фотографий), посвященной нашим выпускникам 80-летию конструкторского отдела «Ижмаша», 70-летию оружейного производства Ижмехзавода и 60-летию кафедры кафедры ИМИ-ИжГТУ «Стрелковое оружие».

Кроме того, мы попытались проанализировать в целом стратегию развития стрелковой отрасли, дать системный взгляд на ее развитие с учетом всех действующих тенденций и процессов. Раздел книги «Система создания оружия – прошлое, настоящее, будущее» посвящен государственной политике и стратегии по развитию отрасли, основному целеполаганию этого процесса, его необходимым условиям и различного уровня задачам.

Во многом для нас это книга о будущем не только всей области оружейного дела, но и собственно будущего нашей кафедры. Сегодня создан концерн «Калашников», у которого есть реальные перспективы развития, мы укрепляем контакты с концерном, создана базовая кафедра вуза на этом предприятии, - и, конечно, это одно из необходимых основных условий и нашего успешного развития.

Как мы себе представляем наше будущее? Достаточно конкретно. Если будет работать тир, стрелковый комплекс - значит, мы создаем конструкторское студенческое бюро, конечно, с подключением профессионалов, «Школу молодого оружейника». Скоростная киносъемка, которая теперь будет внедрена в учебный процесс (наша новая видеокамера фиксирует 150 тыс. кинокадров в секунду - таких на заводах-то нет!) позволяет видеть все: процесс выхода пули из ствола, распространение волн, колебания ствола, работу автоматики и т. д. Если у нас в университете есть «Институт стрелкового оружия им. М. Т. Калашникова», есть оружейная кафедра, кафедры технологическая, математического моделирования, есть все необходимые специалисты - это вам ничего не напоминает? Правильно, мощное конструкторское бюро! Значит, мы должны и можем разрабатывать оружие на уровне кинетических схем, то есть оружейные проекты могут выполняться всем вузом.

Сейчас необходимо вообще изменить философию конструкторского проектирования, - и курсового, и дипломного – и это в интересах студентов и кафедры, и заводов. Огромный плюс - мотивация у молодых профессионального, «спортивного» интереса и конкурентного азарта. У нас много способных ребят, у наших студентов мощная компьютерная подготовка, без хвастовства скажу – подготовка экстра-класса, с первого курса они обучаются и совершенствуются у нас на конкретных прикладных задачах.

В свое время я предлагал В. М. Бусыгину – гендиректору, при котором создавался концерн «Калашников»: давайте возьмем любой наш дипломный проект, на его основании делаем документацию, запускаем в производство, делаем образец оружия на основе студенческой разработки, спускаемся в тир и стреляем. Я гарантирую - будет стрелять!

Если хотите, это новый взгляд на постановку задачи, «ноу-хау»: создать научно-образовательный кластер, о которых сейчас много говорят (объединение вузов и предприятий в) не вне, а внутри университета.

Для этого нам необходима лицензия на разработку оружия, и для гражданского оружия мы ее уже получили. Мы можем разрабатывать кинематические схемы и на боевое оружие – лицензия на него в стадии получения, наконец, у нас есть две лаборатории по сертификации оружия и средств защиты, - значит, будут сертификационные работы.

Как правило, наши выпускники приходят на завод и уже через пару лет становятся начальниками конструкторских бюро, значит, и пятикурсники эту работу уже могут начинать. И, конечно необходимо стимулировать профессиональный интерес студентов, сформировать научную и в дальнейшем – хоздоговорную тематику кафедры, представляющую интерес для заводов и НИИ. А таланты не заставят себя ждать… Вот Денис Чирков, наш молодой ученый, ученик профессора Ларисы Андриановны Галаган,– так и хочется сказать: а вам не слабо? В 25 лет защищает диссертацию по стрелковому оружию буквально через несколько месяцев.

Безусловно, у нас есть проблемы. Одна из них - прогнозные задачи, которые мы учимся ставить сами, и тому же учим наших студентов. В современных условиях необходимо не только исследовать потребности того или иного заказчика оружия, Минобороны, МВД или ФСБ, надо уметь их прогнозировать, увидеть логику развития технического прогресса, знать мировой рынок оружия, осваивать агрессивный оружейный маркетинг, - недаром у нас пятикурсники слушают курс «Маркетинг оружия» и «Основы бизнес-проектирования».

Какими должны быть технические задания на разработку перспективного образца – какова методика их обоснования? Какое оружие должно прийти на смену или в развитее автомата Калашникова? Какой должна быть система оружия РФ на перспективу, как формируется представление о моделях военных действий в будущем? Как будет развиваться само стрелковое оружие – ведь основных схем, реализованных за всю историю оружейного производства, не так уж много АКА-47, свободного затвора, полусвободного затвора, сбалансированной автоматики, лафетной схемы – и все реализовано и давно существует. Наша задача: определить предельные возможности использования этих схем, каким будет солдат в скором будущем, какова будет его экипировка? Одним словом, необходим целостный подход в создании оружия, позволяющий прогнозировать перспективные направления развития области.

Конструктор- это по определению - инноватор, но, конечно, инновационный процесс прочно связан с инвестиционным, за разработкой идет производство, а его без инвестиций не бывает. И экономические знания, представление об экономических процессах, конкурентоспособности оружия и самого конструктора, и предприятия нашим выпускникам просто необходимы. Ведь сегодня не столько даже изделия между собой конкурируют, а предприятия - со своей философией и культурой, вузы и кафедры - со своей философией и стратегией культуры. Сегодня даже качественный товар может быть неконкурентоспособным, можно сделать качественный товар - и его не продать. Сегодня даже ценообразование подчиняется достаточно сложным эффектам рынка, где не только себестоимость определяет цену, – вспомните, на запасной скамейке может всю игру просидеть известный футболист, который получает за эту игру миллионы…И, я надеюсь, наши студенты вполне готовы к этому, понимают, что

В свое время вопросами качества и конкурентоспособности начал заниматься А. А. Коновалов, и, в том числе, и, благодаря ему, я надеюсь, наши сегодняшние студенты готовы к рыночной конкуренции. Современный оружейник – не просто конструктор, который сидит за кульманом, не поднимая головы, и которым управляют разного уровня менеджеры. Наши выпускники представляют себе весь процесс, знают принципиальное отличие проектирования, которое замыкается на потребностях и формировании ТЗ, от конструирования, результатом которого становится опытный образец и т. д.

В результате, идеальный первоклассный конструктор чего только не должен знать! Если посмотреть на список наших дисциплин нового образовательного стандарта в рамках госзаказа: и боеприпасы, и специальное оружие (подводное например или бесшумное), и экономика, с таким багажом - это просто суперспециалист.

Разумеется, студенты должны быть соответственно подготовлены к такой учебе. К сожалению, мы знаем, что у нас проблема со школьной подготовкой по физике и математике приобрела всероссийский характер, разрывается историческая связь «школа-вуз». Силами одной только высшей школы эта проблема не может быть решена, но все что зависит от нас - мы должны сделать.

Правильно определить вектор развития - главная добродетель руководителя или учителя. Я люблю фразу Конфуция – «главное – правильно ставить вопросы и задачи, чем добросовестно отвечать на ошибочные». В нашей области, если конструктору поставлена ошибочная задача, значит, он будет упорно, добросовестно и - безрезультатно ее решать, примеров тому – много. Необходимы грамотно и профессионально поставленные задачи, необходимы экспертные оценки на начальных этапах проектирования, ситуационный анализ, необходима возможность отбраковки идей и т. д.

Преподаватель, учитель обязан быть интересным, а значит, он должен учиться, учиться и учиться, как говорил Ленин. Жизнь меняется всегда и везде, а время сжато, и в современных условиях еще более сжато, чем когда - либо. Время – сегодня основной фактор конкурентоспособности, и наша обязанность объяснить это нашим студентам, научить их ставить перед собой жизненные цели не потом, а сегодня, может быть, уже вчера. Я сам часто говорю своим студентам: «берегите здоровье, набирайтесь знаний – это ваши ресурсы. И ставьте перед собой обдуманные, но амбициозные, значимые цели! Жизнь бесконечно многообразна, все вы найдете себя в ней, если будете искать свое место, свой интерес, то, к чему вы способны. Ибо все в жизни надоедает, все утехи, кроме творчества - так уж создан человек!».

Дата: 07.08.2018
Полезная информация