Переход к шестому технологическому укладу: потенциальные возможности и реальные пути

 20 декабря в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова состоялась межвузовская научно-практическая конференция «Шестой технологический уклад: развитие социально-экономической инфраструктуры и трудового потенциала региона».

В конференции приняли участие студенты, молодые учёные и преподаватели ИжГТУ имени М.Т. Калашникова; Удмуртского государственного университета; Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, Ижевской государственной медицинской академии, представители Министерства образования и науки УР.

 Как известно, технологический уклад – это совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. В связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов - к более высоким, прогрессивным.

Мир стремится к шестому технологическому укладу. Специалисты по прогнозам считают, что Россия находится сегодня в основном в третьем, четвертом и на первых этапах пятого технологического уклада. К последнему относятся, главным образом, предприятия высокотехнологичного военно-промышленного комплекса. При сохранении нынешних темпов технико-экономического развития, шестой технологический уклад начнёт оформляться в 2020-х годах.

На пленарное заседание конференции было вынесено обсуждение проблем и направлений развития социально-экономической инфраструктуры и трудового потенциала региона в процессе перехода к шестому технологическому укладу.

Работу конференции открыла министр образования и науки УР С.М. Болотникова, которая выразила надежду, что всё, что сегодня будет наработано, найдёт своё претворение в образовательной и кадровой политике и придаст региону импульс для социально-экономического развития.

 Выступая перед участниками конференции, ректор ИжГТУ В.П. Грахов, в первую очередь, остановился на тех задачах, которые стоят перед высшей школой. «Надо понимать, что сегодня политика формируется на взаимодействии трёх составляющих: вуз-бизнес-власть, - отметил Валерий Павлович. - Вуз должен быть драйвером региона, и это амбициозная задача! Сегодня перед нами много вызовов. Мы должны думать о переходе от модели предложения образовательных услуг (то, что сейчас мы делаем) к модели спроса, обеспечения потребностей в образовательных услугах. Если бюджетные места заполнены абитуриентами с низким баллом, значит рейтинг этого направления подготовки низкий. В обществе уже установился переход к рыночным отношениям в образовании. Учитывая стратегию развития региона, мы должны готовить тех, кто нужен рынку. Надо сказать, мы закрыли уже заочное обучение экономистов, сложных технических направлений, строителей. И это правильно: лучше меньше – да лучше.

Министерство образования и науки требует, чтобы как минимум 10 процентов выпускных квалификационных работ студентов являлись стартапами. И к этому нам тоже надо стремиться. Сейчас мы также говорим о перестройке мышления преподавателей! А главное – это создание в образовательном пространстве постоянных позитивных перемен!»

Проректор по учебной работе ИжГСХА, профессор П.Б. Акмаров информировал о состоянии сельского хозяйства Удмуртии. В частности, он отметил, что о сельском хозяйстве привыкли говорить как об отсталой архаичной отрасли, но на самом деле жизнь меняется. Сегодня сельское хозяйство – приоритетное направление в экономическом развитии страны. Удмуртия занимает третье место в России по производству молока, и в целом входит в десятку лучших сельскохозяйственных регионов. Кстати, в аграрном секторе работает всего шесть процентов трудоспособного населения, которое дает девять процентов валовой прибыли. Это тоже говорит о том, что сельское хозяйство развивается. Но в аграрном секторе много проблем.

 Спектр тем был разнообразен. С интересом слушали проректора по научной работе ИжГМА, доктора мед. наук, профессора А.Е. Шкляева, директора Института механики УРО РАН, доктора техн. наук, профессора В.Б. Дементьева, директора Института экспериментального естествознания УдГУ П.Н. Крылова. Выступающие выявляли основные проблемы и перспективы перехода к новому технологическому укладу.

Обсуждение актуальных проблем и анализ практического опыта проходил и в рамках тематических секций. Работали четыре секции: «Кондратьевские циклы и инновации IV технологического уклада», «Трудовой потенциал как фактор формирования IV технологического уклада», «Трансформация бизнеса в условиях нового, IV технологического уклада» и «Привлечение талантливой молодежи в научно-техническую сферу».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Обновлено 20.12.2017 16:46